Вячеслав и Галина Кутышевы: выбираем фермерский путь
В Саргатском районе на октябрь сего года зарегистрировано 20 крестьянско-фермерских хозяйств, занимающихся животноводством. Их число по сравнению с прошлым годом выросло: в 2018 году было 16. Есть и еще желающие вступить на тернистый путь самостоятельного хозяйствования. КФХ Вячеслава Кутышева из Ивановки еще нет в этой статистике, но обязательно в скором времени появится.
Я застал Вячеслава Георгиевича в тот момент, когда он закончил скатывать с верхотуры сенного хранилища рулон. Лицо его было в бисеринках пота: тяжело одному такую массу сдвинуть с места. Вячеслав – мужчина не богатырского телосложения, но силушкой Бог его не обидел: недавно на моих глазах он поднял огромный – не меньше полцентнера – аккумулятор и играючи, считай, на прямых руках, поставил его в отсек грузовика. И это при том, что подвижность левой руки у него ограничена. Припоздал я самую малость, моя бы помощь пригодилась. Но не будет же каждый раз кто-то под рукой.
– Так у меня старенький тракторишко есть, на нем гидравлическая навеска – налажу я его в конце концов и не буду корячиться, – поясняет Вячеслав.
А еще требовалось подкатить рулон к месту кормежки. Тут в помощь супруга Галина Николаевна. Но женская сила – это женская сила.
Вячеслав Георгиевич в этом году создал фермерское хозяйство. Все документальное оформление – на нем, а решение вступить на фермерский путь развития – совместное, семейное. Трудное решение.
– У меня мама в животноводстве работала и пояркой, и телятницей, и дояркой, я иногда помогала ей на ферме, а сама думала, что никогда в жизни не буду дома заводить крупный рогатый скот, – вот такие думки были у Галины. – И навоз по ограде таскается, и запахи его неистребимы… Однако ж пришлось пересмотреть свою позицию. Молочное животноводство – не самый простой, но верный способ заработка в селе. Надо жить, развиваться, детям помогать становиться на ноги (у старшей дочери уже своя семья, а младшей 13 лет).
Это про такую семью, как Кутышевы, сложена пословица: не нужен клад, когда в семье лад.
Коров завели еще в прошлом году. А теперь их шесть: Красуля, Зойка, Марта, Крошка, Милка, Буренка (две из них еще нетели) и полугодовалая телочка Ягодка. Но будет, как минимум, десять: летом после окончания посевной в ООО «Агро-Сервис» (Вячеслав здесь работал агрономом) он взялся за строительство просторного животноводческого помещения. Его общая площадь 13 на 10 метров, выбранное место позволяет увеличить длину еще в два раза.
– Надоела теснота, не хочется лавировать с сеном между хвостами и копытами, месить грязь и задевать головою потолки, – дает пояснения к своей конструкции Вячеслав.
…Оглядывая отстроенную, но еще незаконченную ферму, оцениваю трудоемкость новостройки. Здесь и залитые бетоном пространства, например, кормовой проход, желоб для счищаемого навоза, и толстый брус вертикальных стоек, длинные стропила, на которых покоится обрешетка и кровля из металлопрофиля. Конструкция выполнена из металла и березового пиломатериала. Это ж неподъемно! Невольно напрашивается вопрос: как это все делалось, неужто в одиночку?
– В основном в одиночку. Чуть-чуть родственники помогли. Нанимал земляка одного из Ивановки, он день поработал, пять тысяч аванса запросил и запропал… Зато я очень благодарен Саргатскому лесхозу за снабжение досками, брусом. Махом исполняли мои заказы. Походил я по саргатским пилорамам – везде очередь, а время летнее быстро летит, дел же на стройке – невпроворот.
Галина показывает вместительные кормушки, проложенную и подведенную к каждому дойному месту вакуумную трубку: остается только подкатить доильный аппарат, подсоединить его, повернуть кран – и дойка началась. Очень удобно. А рядом с фермой артезианская скважина для водоснабжения. И не спецпредприятие ее бурило, она выполнена самодельными приспособлениями.
Конечно, средств стройка высосала немало. Сюда и кредит в 200 тысяч рублей пошел, и проданный прицеп МАЗовский. К слову сказать, прицеп покупателя быстро нашел, а сам МАЗ до сих пор прописку не сменил: почему-то потенциальные владельцы хотят получить машину задаром. На ней только двигатель и коробка стоят больше, чем взятая сумма кредита. Как бы пригодились вырученные за грузовик деньги…
Вячеславу для развития хозяйства нужен государственный грант. Но первая попытка его получить провалилась. «Мой бизнес-проект комиссию Минсельхоза не удовлетворил. Не было у меня времени прорабатывать его детально. Если честно, ну какой бизнес в сельском хозяйстве? Бизнес – это вложил деньги – получил прибыль. А в сельском хозяйстве: вложил деньги – получил новые заботы, проблемы, новую головную боль», – говорит Вячеслав.
– Что бы ты хотел взять на средства гранта? – спрашиваю главу КФХ.
– Десяток хороших нетелей, дешевле 80 тысяч рублей за голову сейчас, наверное, не найдешь; навесное и прицепное оборудование для сенокоса: роторную сенокоску, грабли-ворошилки, пресс-подбощик. И компактный пастеризатор, чтобы молоко обрабатывать согласно ГОСТу и пакетировать. И свою малую родину обеспечивать молоком. Сейчас к нам откуда только не везут молоко, а своего, местного, не хватает, – отвечает В.Г. Кутышев.
Галина повела Красулю на дойку. И соседки ее по загону просительно замычали, полагая, что Красуле в чреве фермы достаются вкусняшки: мелкая картошка, тыквенная мякоть, они в хозяйстве действительно используются, это сочные корма вместо сенажа. Красуля, между прочим, в этом году отдала 4700 кг молока (Галина ведет лицевой счет на каждую дойную корову).
– Генетически наша красностепная порода способна на одном сене с небольшой фуражной подкормкой давать 3-3,5 тысячи килограмм молока в год. А можно, занимаясь искусственным осеменением, улучшать породу в последующих поколениях и поднимать продуктивность. У Сергея Васильевича Ложкина, фермера из соседнего Большереченского района, коровы более 6 тысяч кг дают. Он не за один год пришел к таким надоям. Но это реально и для других, – считают Кутышевы.
Скоро в Минсельхозе новый грантовый конкурс. И Вячеслав снова собирается подавать документы. Ему есть что представить на комиссию. Мне почему-то кажется, что он обязательно выиграет этот грант. Ну, если не в этот раз, то в другой раз – обязательно, учитывая его настойчивость, трудолюбие, оптимизм.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора