Алексей Ворожищев: «Хороший урожай начинается с хорошей рассады»

Осенью  прошлого года  Алексей  Викторович Ворожищев  получил районный грант в 250 тысяч  рублей на развитие собственного дела – строительство теплицы в Саргатском районе для выращивания качественной овощной и цветочной рассады, саженцев плодово-ягодных и декоративных  культур. И занялся ее возведением. Сегодня на саргатском рынке продается эта рассада.

Много лет Алексей Викторович проработал агрономом-картофелеводом в хозяйствах Омского и Саргатского районов, последние пять лет  – в крестьянско-фермерском хозяйстве  Павла Андрейцева.  Полагаю, что про картофель он знает абсолютно все, ну, или почти все. Хотя Алексей, скорее всего, на это мне бы возразил: все знать невозможно, потому что наука, технологии не стоят на месте – постоянно появляется что-то новенькое.  Но бросает проторенный путь и вступает на неведомую самостоятельную дорожку. Свой грант, безвозмездную поддержку он получил 5 октября –  в этот день ему исполнилось 45 лет. Как считает Алексей, это рубеж, на котором нужно подводить итоги своей жизни:  еще не поздно изменить многое в ней. Если совершать крутой поворот, то именно сейчас.

…Самое время наведаться и  воочию обозреть, куда потрачены средства, невеликие, но и немаленькие,  выданные для старта начинающему предпринимателю.

Время для смотрин я выбрал не самое удачное – 1 Мая, праздничный день. Однако Алексей с февраля безвылазно при теплице, живет в походном вагончике. Надо было готовить грунт, высевать семена, пикировать, пропалывать, поливать, отапливать теплицу – словом, каждый день крутиться, как белка в колесе.

Разместилась она в полуторакилометровом отдалении от села Нижний Иртыш, на улице Животноводов, где когда-то стояли кирпичные фермы госплемзавода «Нижнеиртышский». Теперь место былого животноводческого изобилия поросло быльем-бурьяном.

Теплица удивила своим видом и размером уже снаружи. Я представлял себе ее по-другому: арочную металлическую конструкцию,  какие продаются в садоводческих магазинах,  только более длинную, чем в наших усадьбах. Но она оказалась иною. На фундаменте,  из деревянного бруса, 30 на 10 метров – 300 квадратных метров! Обиходить такую – это, без преувеличения, трудовой подвиг!

 – Я тоже предполагал, что она будет металлическая, – Алексей объясняет выбор материала, – посчитал ее стоимость: она бы обошлась  в  850 тысяч рублей. Мне такую сумму не потянуть. Сосновые брус, доски – тоже хороший, долгоиграющий вариант. Свои сбережения тоже были вложены в ее строительство и оснащение. Длина выбрана такая, чтобы в теплице была более-менее равномерная температура.

В теплице все продумано.  Здесь и небольшой по площади второй ярус для рассады, не загораживающий свет нижнему ярусу, и натянутые проволочные отсекатели с пленкой, которые  сокращают объем воздуха для отопления, и современная система орошения с очисткой воды из скважины, с поддержкой постоянного давления, и  верховая водопроводная сеть  с вращающимися форсунками по всей площади теплицы, и вентиляторы, три  самодельных печи-буржуйки.. Пришлось освоить профессию плотника, сварщика, слесаря, электрика и даже с трехфазным током работать самостоятельно.

Все пространство теплицы по обе стороны уставлено пластиковыми кассетами с рассадой.  Это десятки тысяч корешков зелени, капусты, томатов, баклажан, перцев, бархатцев, петуний, сальвий и т.д. Центр теплицы перекапывается для пересадки подрастающей рассады томатов. Для каждой культуры свой состав почвы: торф, перегной, песок, чернозем, вермикулит (это слюдяная мелкая крошка) в разном соотношении, разная агротехника возделывания. Очень важен выбор семян: семянышко  во многом  определяет жизнь будущего растения. Очень многие семена Алексей выписывал из Германии, Голландии, где семеноводство на высочайшем уровне. И всхожесть семян великолепная, и качественные, видовые характеристики именно такие, какие заявлены в аннотации к сорту. Недешевая рассада получается…

– Алексей, у тебя картофелеводческая  специализация. В новом деле нужны другие познания, совершенно другой опыт. Или все, что необходимо, дал омский агроуниверситет? – интересуюсь я.

– Есть не стареющие, базовые  знания. Но многое из того, чему учили в вузе, уже  тогда отставало от быстро меняющейся жизни, от мировых тенденций, было архаичным и ненужным. К примеру, зачем изучать сеялку, которую несколько десятилетий уже не используют? Выбор спецлитературы сейчас огромен, нужной информации в интернете хватает, выбирай, анализируй, отсеивай все лишнее. А первый опыт по реализации такого рода продукции я получил  еще на первом курсе  университета в 1991 году – денег на учебу не хватало. Накопал в родительском саду  побегов сирени, отводов вишни и пошел на автотрассу. На удивление все быстро разошлось. На вторую весну, набрав саженцев с заброшенных дачных участков, поторговал с еще большим размахом.

…Алексей выглядел уставшим, но как человек, занимающийся своим делом, – умиротворенным и счастливым. Несмотря на огромнейшую долю на «фазенде» ручного труда. Вот и кассеты с рассадой – чистые от сорняков, а ведь никакие гербициды для подавления сорных всходов не использовались. Это надо было все руками прополоть. По выходным приезжала Юлия, супруга Алексея, она врач-терапевт в Омске. Затем пришел на помощь друг Сергей Хохлов из Нижнего Иртыша, на несколько дней нанимал работницу.  Сна в привычном понимании здесь нет. Когда морозно, каждые полтора часа нужно затапливать печи, они прямоточные – жар улетает быстро. И, кстати,  ночь накануне моего приезда тоже выдалась дюже беспокойная: столбик термометра с 30 апреля на 1 мая опустился до минус 10 градусов, хотя  суточный метеопрогноз не сулил такого похолодания.

– Я наслаждаюсь здесь тишиной, размеренным, спокойным трудом. Когда я был агрономом -картофелеводом (хотя и сейчас тоже иногда помогаю, консультирую хозяйство), буквально не выпускал мобильный телефон из рук, а к концу рабочего дня у меня разрывало голову от переговоров.

Эта тепличная деятельность выявляет в Алексее беспримерное трудолюбие, смекалку и отношение  к земле, как   матери-кормилице.

– Она живая, в ней миллиарды невидимых микроорганизмов, бактерий, что доносят питательные вещества к корням растений, нужно быть очень бережным в своих действиях на земле, – такой постулат я несколько раз слышал от него.

Летом –  новый огромный фронт работ: закладка маточного питомника. Чтобы в следующем году на рынке появились саженцы от Ворожищева.

Потребности в качественном посадочном материале огромны. Ведь очень часто под видом районированных сортов яблонь, груш, слив, абрикосов и других ценных культур продаются побеги южных фруктовых деревьев, плодово-ягодных кустарников. А мы потом удивляемся, что посаженное не прижилось, засохло, вымерзло. Или выросло не то…

– Прежде всего, мой пример показывает, что получить грант, безвозмездную финансовую поддержку в Саргатском районе реально. Да, есть конкурс, но он небольшой. К примеру, в Омском районе это было многократно сложнее – слишком много претендентов.  И реально начать свое  небольшое дело с помощью этого стартового капитала. Главное,  знать, что ты хочешь,  и впрягаться по полной, – вот такой  совет напоследок от Алексея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *