Вечный диалог ученика с учителем
Учителю Нижнеиртышской школы Наталье Васильевне Хисматулиной 16 сентября исполнится 60 лет. Уже более двадцати лет она прививает нижнеиртышской ребятне любовь к пению, заставляет их слушать и слышать.
..О чете талантливых хормейстеров Хисматулиных, выпускников Новосибирской консерватории, приехавших в конце 80-х поднимать самодеятельность гремевшего на всю страну госплемсовхоза «Нижнеиртышский», говорили многое. Разговоры сводились к одному: надолго ли такие первоклассные специалисты здесь задержатся?
– Пригласил нас сюда Василий Викторович Ермолаев, директор совхоза. И мы ему за это очень благодарны, – вспоминает Наталья Васильевна. – Сомневались поначалу: стоит ли оставлять благоустроенное жилье в городе, хорошую, перспективную работу. Мы, горожане, жизнь в селе себе никак не представляли. Но потом согласились.
Хисматулины приехали не в захолустье. В школе тогда число учащихся до трехсот доходило. Дом культуры тоже не пустовал: искусство танца нес в массы Василий Васильевич Ярыгин, блиставший некогда в танцевальной труппе Омского русского народного хора. А нижнеиртышский певческий коллектив под руководством Светланы Ильиничны Замякиной уже имел звание народного. С детской вокальной самодеятельностью дела обстояли не так хорошо.
– До Натальи Васильевны наш школьный хор был похож на квартет из басни Крылова. Каждый тянул свою партию, а точнее, орал, как мог. Репетиции проходили сразу после уроков, чтобы ученики по домам не разбежались, – рассказывает Тамара Алексеевна Калачина, учитель географии, заместитель директора по воспитательной работе. – Выстраивались прямо на школьной сцене. Валентина Львовна Вишневская, заместитель директора по воспитательной работе, следила за дисциплиной, а Александр Владимирович Васильков, директор, сам дирижировал, подбадривая вокалистов словами «А ну-ка, подбавь жару!» Смешно, а тогда не до шуток было, особенно накануне ежегодных смотров художественной самодеятельности, на которые приезжали комиссии из области. Когда Наталья Васильевна взялась за дело, в школе, на наше удивление, все затихло. Поначалу это даже насторожило. А накануне смотра педагоги не на шутку заволновались: будут ли ученики на нем петь? Отправился учитель с директором «в разведку», подошли к двери кабинета музыки, прислушались. Звонкие детские голоса звенели стройно, ладно. «Поют!» – заключили они и ушли со спокойным сердцем. И так уже 23 года.
В Нижнем Иртыше тогда был самый большой школьный хор – старший и средний, вокальный ансамбль, ВИА. Эти коллективы нередко становились лучшими в районе и области. Более ста детей было задействовано в самодеятельности, прибавьте к ним еще и детсадовцев. Только в музыкальной школе около 20 мальчишек и девчонок учились игре на фортепиано, аккордеоне, гитаре, скрипке, ударных. Сейчас тяга к прекрасному у ребят поугасла. Винить детей в том, что они все свободное время сидят в Интернете, а добрым песням Владимира Шаинского предпочитают фальшивый маскарад современной попсцены – значит признаваться в своей беспомощности, считает Наталья Васильевна. «Ребенку всегда нужно предлагать что-то взамен. Самому ему трудно сориентироваться. Только в школе их таланты можно развить, пока еще блеск в глазах есть. Потом этим некому будет заниматься, и некогда», – говорит она.
Сегодня в Нижнеиртышской школе по-прежнему работает Центр эстетического воспитания, который был создан еще в 94-м году с подачи Натальи Васильевны. При Центре работают вокальная студия «Дружба» и ансамбль «Фантазеры», без них не обходится ни одно мероприятие в селе. Для юных артистов, как и прежде, – никаких поблажек, искусство – стезя избранных, готовых терпеть, чем-то жертвовать. Иногда себя спрашиваю: почему я и мои однокашники когда-то ходили к Наталье Васильевне в хор, ансамбль? Никто ведь не обязывал, не принуждал. Наверное, потому что тяга к прекрасному в человеке есть всегда. Памятно мне наше исполнение «Со вьюном я хожу, с молодым я хожу». Исполнял ее наш хор на районном смотре-конкурсе детских коллективов, пели на два голоса, так называемое пение каноном, без музыкального сопровождения. Одна фальшивая нотка, неверное вступление, и провал. Победили. По мастерству исполнения нам тогда не было равных.
…Стою сегодня у дверей кабинета музыки в разгар урока. Слушаю, не решаюсь постучать в дверь, не могу прервать этот вечный диалог ученика с учителем. Рассказывала Наталья Васильевна 10 классу о мировой художественной культуре, о певце русского пейзажа Левитане, о поездке в Бельгию на международный конкурс студенческих коллективов, о «Танце с саблями» Арама Хачатуряна… На ее уроках так же интересно, как и в мое время. И как в нашу пору, смотрят на всех, кто заходит в школу, репродукции с картин, фотографии, которые Наталья Васильевна сама подбирает и размещает на стендах, а также цветы, которые она выращивает для всей школы. Так было. и так есть.
Наталья ЛОПАРЕВА, фото автора