Малокомплектная школа на замке
Проблема малокомплектных школ не нова и касается всей России. Сельские образовательные учреждения, в которых менее десятка учеников, закрываются.
Или их реорганизовывают, присоединяя к близлежащим, более крупным школам. В Саргатском районе за последние три года статуса самостоятельного юридического лица лишились 8 школ начального и основного – девятилетнего образования. Это Большешипицинская, Куртайлинская, Орловская, Кармановская, Черноозерская, Интенисская, Беспаловская и Индерская. В этом году список пополнили еще две школы – Плосковская и Галицинская. Ребятишкам из Галицинской начальной школы предстоит учиться в соседней, Новотроицкой средней школе, вместе со сверстниками из Индер, Куртайлов и Плоского.
Но где детям будет лучше учиться? Я попыталась разобраться в сложившейся ситуации, взглянув на нее с разных сторон.
Посчитаем
С экономической точки зрения содержать такую школу, безусловно, невыгодно. Здесь всего 4 ученика и один учитель. Плюс рабочая, которая выполняет услуги истопника и уборщицы. Как сказали в бухгалтерии Управления образования, на 1 ребенка в Галицинской школе за семь месяцев из областного и районного бюджетов уходит почти 40 тысяч рублей. Сюда включаются расходы за освещение, отопление, водоснабжение, зарплату педагога. При этом в Новотроицкой школе эта сумма составляет 36 тысяч рублей, а учеников там более сотни. То есть, чем больше школяров, тем меньше на них расходов. Еще лет десять назад в Галицино учились 17 детей – это 4 класса и два педагога. Сейчас в одном классе учатся дети разных возрастов. Так, в новом учебном году за парты сели бы один первоклассник, один второклассник и два третьеклассника. Еще один ребенок-инвалид занимается на дому. Если же галицинские ребятишки будут учиться в Новотроицке, то их родителям придется раскошелиться на интернат. А это не менее пятисот рублей в месяц, плюс плата за питание и овощи со своего огорода. Хватит ли средств у пап и мам, чтобы содержать своих малышей? Ведь многие из них не работают…
Качество под вопросом
Другой спорный момент – качество образования. Татьяна Алексеевна Зеникова, учитель начальных классов Галицинской школы, убеждена, что качество знаний – на должном уровне. «Детей мало, а потому каждому из них уделяется больше внимания, чем, если бы их было пятнадцать-двадцать, – говорит она. – Я стараюсь донести до каждого самый сложный материал и заинтересовать предметом». Однако сегодня современная школа диктует новые условия – обучение по Федеральным государственным стандартам нового поколения. Где черным по белому написано, что дети должны изучать иностранный язык и информатику со второго класса. Вряд ли Татьяна Алексеевна смогла бы научить детей говорить по-немецки или по-английски. А в Новотроицкой школе с этим проблем не будет, как и с информатикой, физкультурой и музыкой. Галицинская же школа компьютерной техникой не располагает. Современное техническое оборудование и мебель сюда никогда не завозились. Нет спортзала, отдельной библиотеки, кабинета музыки. Все, что могла достать для уроков Татьяна Алексеевна, – это учебные пособия и методички.
Санитарные нормы – не в норме
Чтобы не быть голословной при написании материала, я побывала в Галицинской школе. Честно сказать, ее внешний вид меня несколько обескуражил. Полувековое бревенчатое здание с маленькими окнами соседствует через стенку с Домом культуры. Правда, ДК, закрытое за ненадобностью годом ранее, уже потихоньку разбирают. И «соседу» грозит та же участь. Экскурсию по зданию мне устроили Татьяна Алексеевна и мама первоклассницы Марина Абтеева (она же – рабочий школы). Внутри островок знаний выглядел лучше. В единственном классе четыре парты, шкаф с книгами, две доски, учительский стол (мебель передали сюда из Куртайлинской школы). По правилам пожарной безопасности проведена сигнализация, есть уголок со средствами пожаротушения. Вроде бы, все на месте. Как будто только вчера закончились уроки. И чувство такое, что в любой момент сюда шумной ватагой ворвется ребятня, и занятия возобновятся. Увы… Школьные условия не соответствуют санитарным нормам. Хотя бы потому, что прямо в учебном классе размещался буфет, о чем говорят обеденный стол, стулья, умывальник и бак для питьевой воды. «У детей всегда был горячий чай с булочками, пряниками или печеньем» поясняет Татьяна Алексеевна. А должно быть полноценное горячее питание. Нет и канализации, а отопление печное. «Зимой у нас всегда было тепло, – говорит Марина Абтеева, – запасали в год по три телеги дров. Чтобы в помещении постоянно держалась нормальная температура, мне приходилось кочегарить с половины шестого утра до девяти, пока не начинались занятия».
К соседям – за знаниями
«Галицинскую школу закрыли бы в любом случае, – отмечает начальник районного Управления образования Александр Ильич Голубенко, – она является структурным подразделением Новотороицкой, а та, в свою очередь, имеет право ликвидировать свои подразделения, не отвечающие всем необходимым требованиям и нормам. Все на законном основании. В таких условиях, как там, детям учиться нельзя. Родители должны понимать, что это во благо их же малышей, которые в своей деревне не получат хорошего начального образования». Этой же точки зрения придерживается и глава Новотроицкого сельского поселения В.А. Шнейдер. Виктор Алексеевич заверяет, что для ребят будет своевременно предоставлен транспорт. В Новотроицкой школе есть УАЗик на 11 мест. Ездить галицинским малышам придется всего за десять километров, но вставать нужно будет очень рано. А на самочувствии и здоровье это вряд ли скажется благоприятно. Тем более, что в помещении интерната, где будут проживать дети, температура в зимнее время не поднималась до 18 градусов (есть надежда, что в новом учебном году будет иначе – ведь недавно работники местного ЖКХ отремонтировали теплотрассу, ведущую к интернату).
…Так уж повелось у нас в стране, что маленькие деревни и все, что в них имеется – магазины, ФАПы, клубы, школы – должны выживать сами, пока полностью не исчерпают свои ресурсы. И тогда деревня умирает… Грустно осознавать, что Галицино лишилось последнего островка знаний и культуры, с которым связана жизнь многих людей. Но не смотря ни на что, народ не хочет покидать свою малую родину. Даже молодежь, которой тут уже и «ловить-то» нечего, еще на что-то надеется и продолжает жить в родной деревне.
Евгения ХРАМОВА