Три беды верблюженской воды
Верблюженская вода давным-давно стала притчей во языцех – дорогая, невкусная и в тоже время дефицитная. И с годами ситуация не меняется.
Однако мы решили в который раз задеть эту болевую точку.
Дорого
Сегодня верблюженцы платят 56 рублей за кубометр воды. Себестоимость же ее, по словам главы поселения Александра Кузьменкова, в два раза меньше – 27 рублей. Откуда такая накрутка?
В 2007 году Верблюжье, Нижний Иртыш и Увальная Бития перешли под крыло нижнеиртышского МУП ЖКХ и начали платить за воду по единому тарифу: расходы на водоснабжение поселков сложили, а потом поделили на троих. При этом, вода к жителям идет совсем разными путями, соответственно, с разными затратами: в Верблюжье подается из двух скважин, находящихся в черте поселка, а в Нижний Иртыш и Увальную Битию – от саргатской распределительной станции водоканала.
– Практика показывает, что в подобных случаях единый тариф – единственный компромиссный вариант, – комментируют ситуацию сотрудники региональной энергетической комиссии. – Если Верблюжье выйдет из МУП ЖКХ, жителям Нижнего Иртыша и Увальной Битии придется платить за кубометр воды больше ста рублей.
Но верблюженцам от этого не легче…
Выход видится селянам так: выйти из нижнеиртышского ЖКХ и создать свое небольшое предприятие, которое бы занималось водоснабжением. Работы для него и помимо воды было бы достаточно.
– Ведь это живые деньги – нужно только взяться, – говорит Валентин Ферулев, депутат сельсовета. – Если вопросов по водоснабжению окажется мало, необходимый объем работы – перед глазами, достаточно проехать по Верблюжью. Свалки, дороги, кладбище – все требует присмотра.
Однако желающих заняться созданием ЖКХ в Верблюжье до сих пор нет.
Невкусно
Вода из скважин в Верблюжье, по словам жителей, подается скорее техническая, но никак не питьевая.
– Воду нужно отстаивать несколько дней, посуда от нее становится коричневой, – говорит Вера Худорошкова, жительница Верблюжья. – А из-за накипи даже пустой чайник поднять тяжело.
В 2008 году Роспотребнадзор проводил исследования качества верблюженской воды. Результаты были удручающими: если на выходе из скважин она еще втискивалась в нормы, то после путешествия по селу становилась никуда не годной. Показатели по мутности, жесткости, щелочности и содержанию аммиака превысили нормы примерно в полтора раза. Виной тому – колонки и колодцы, в которые стекает грязь с улицы, трубы сорокалетней давности, к которым даже подкопаться иногда нельзя – мешает «удачно» проложенный на некоторых улицах газопровод.
Надо полагать, за это время вода лучше не стала…
Мало
Наконец, воды, какой бы она ни была, еще и не хватает в период интенсивного водоразбора. По словам Сергея Юшкевича, начальника Нижнеиртышского МУП ЖКХ, в Верблюжье есть две улицы, где отсутствие воды – обычное дело. Жители вынуждены буквально караулить более-менее приемлемый напор, в том числе и ночью. Кто-то роет колодцы и скважины, но это серьезные траты и пойти на них могут лишь единицы.
Частично этот вопрос завязан на «усталом» оборудовании.
– Только за последний месяц в Верблюжье погорело техники на двадцать тысяч: насос и три мотора, – говорит Сергей Юшкевич. – В итоге, сейчас на одну из скважин пришлось поставить резервный насос меньшей мощности, чем нужно. Но лучше так, чем вообще никак.
Впрочем, проблема недостатка воды касается почти всех наших населенных пунктов, только где-то ее все-таки пытаются решить. К слову, подобный вопрос в Нижнеиртышском поселении стоит даже острее. Сегодня недостаток воды там частично ликвидируют скважиной. А скоро появится еще парочка – работы уже начаты.
P.S.:
Год назад в материале на эту же тему моя коллега Наталья Лопарева написала: «Под лежачий камень вода не течет». Действительно, так и не натекла. Давно стало очевидно, что сами жители Верблюжья, как и сельская администрация, все эти вопросы не «потянут». Однако существуют областные целевые программы, например «Чистая вода», направленная на улучшение качества водоснабжения. Ей воспользовались уже многие районы. А вот Верблюжье почему-то в этой программе не фигурирует.
Антон МАЛАХЕВИЧ