Очарованная лесом
Лидия Викторовна Пушкарева без малого четыре десятилетия отдала лесопользованию, сбережению и восстановлению леса в Саргатском районе. Сначала работала в сельском лесхозе и гослесхозе инженером лесного хозяйства, а с недавнего времени возглавила отдел Саргатского лесничество – орган, на который возложен контроль за лесным хозяйством района.
Она родилась в севере России, в ярославской деревеньке, окруженной лесами. Не такими, как у нас в районе, – колками, перемеживающимися с полями, а стоящими дремучей стеной. О профессии лесовода не мечтала, но ведь говорят, что пути Господни неисповедимы. Однажды занесло в их места землеустроительную экспедицию. И строгая темно-синяя форма с петлицами так поразила Лиду, что решила девушка оставить десятый класс и пойти учиться в Рыбинский лесотехнический совхоз-техникум. Вскоре ее уже нисколько не прельщала выданная форма, а занимала сама суть дела – постижение азов и глубин будущей профессии. При последипломном распределении хотела попасть в Сибирь, которая манила простором, неизвестностью, тайною. Многие выпускники техникума осели в Бурятии и были в восторге от новых земель, гор, таежного размаха. Однако в 1978 году мест в бурятские лесхозы не дали, самая восточная точка распределения – Омская область. Когда поезд пел свое бесконечное «тук-тук» по Тюменской области, а потом и по Омской – пришло разочарование: тянулись за окном степи с редкими кустарниками, заболоченные низины. «А где же леса, тайга, – переживала она, – что же мне тут делать?». В областном Управлении лесного хозяйства ее направили в только что образовавшийся Саргатский сельский лесхоз. 3 апреля Лидия Викторовна прибыла на свое первое в жизни рабочее место. Определили ее на квартиру в Саргатке. Весна, распутица, грязь несусветная… «И как люди здесь живут? – недоумевала девушка и решила для себя: «Отработаю три года и уеду на Родину». Но все получилось по другому. Саргатский лес затянул ее и не отпустил. А может быть, и не лес вовсе, а необыкновенные, душевные люди, с которыми ее столкнула жизнь.
В деревнях работали лесники, они казались ей древними старцами из какой-то другой жизни: многие из них прошли войну. Поразительно отзывчивые, добрые, открытые, словно излучающие свет. Вот лишь некоторые из них: Копьев Федор Романович, Тарасенко Михаил Федорович, Прокопьев Михаил Леонтьевич (это из Новотроицкого), Мороков Иван Степанович из Ивановки, Киссер Степан Федорович из Увальной Битии. Бремя свое лесное исполняли честно, не считаясь с личным временем. И не на рубль они работали – на совесть. Мужики эти безмерно любили животных – свои лесные маршруты объезжали на лошадях, любили лес, природу. И как же было возможно предать этих людей, которые относились к ней как дочери, верили ей и надеялись на нее?! Здесь, в Саргатке, встретила Лидия Викторовна своего суженого, Виктора Андреевича, водителя автохозяйства, вместе они подняли и воспитали двух сыновей (младший сын Дмитрий пошел по маминым стопам и связал свою жизнь с лесом).
Тогдашний главный лесничий сельского лесхоза Савченко Яков Михайлович, тоже очень добрый, душевный человек, говорил Лиде: «Ты же училась, вот и претворяй в жизнь то, чему научилась (кроме него и Лидии Викторовны больше не было специалистов с образованием)».
И она контролировала использование леса и его воспроизводство, оформляла наряды, возглавляла лесопильный цех, закладывала питомник, где выращивались хвойные саженцы. У нее была богатейшая и разнообразная практика.
В том, что за эти годы леса стало больше, есть немалая лепта Лидии Викторовны Пушкаревой.
– Я не считаю это своей личной заслугой, не приписываю лес себе и не говорю, что это мой лес, – не соглашается опытнейший лесовод с таким посылом. – Сотни людей самоотверженно трудились в лесном хозяйстве. Но когда уезжаю домой в Ярославскую область, чтобы проведать маму, а потом возвращаюсь на свою вторую родину, вижу сосенки, стоящие вдоль автотрассы Омск-Тара, обязательно здороваюсь: «Ну, здравствуй, мой лес». Это было мое партийное задание тогда, которое дал мне первый секретарь Саргатского райкома партии Анатолий Георгиевич Коновалов. «Пусть вдоль автотрассы у нас будет красота!», – сказал он. И я с коллегами исполнила это поручение. Мы высадили, вырастили и отстояли от пожаров этот хвойный поясок, так радующий глаз сегодня.
Олег Шипицын