Особенности саргатского техосмотра
С каждым годом ветшает машинно-тракторный парк в районе.
Тяжко дается хозяйствам подготовка старых тракторов к обязательному техосмотру. В этом убедился наш корреспондент О. Шипицын.
Возле машинно-тракторной мастерской СП «Юбилейное» последние приготовления к техосмотру. Некоторые трактора только что с поля, некоторые с животноводческой фермы…
Иван Ткачев возле мастерской мыл трактор МТЗ струей под большим давлением. Потом открыл кабину. Выругался: все мокрое насквозь. Откуда взяться герметичности на старом тракторе?! Почти все трактора, что выстроились в ряд (их с десяток), – «лохмотье» одно… Потом кружил Иван возле своего «коня»: там потрет, тут подправит.
– Что ты суетишься? – наблюдал за коллегой механизатор Николай Кокин. – Что тебе трактор – картинная галерея, что ли?! Лишь бы не сочилось с него (как раз «Беларус» у Николая Владимировича – самый новый, шесть лет ему, и на него любо-дорого посмотреть).
– Габариты вот не горят – автоэлектрика сейчас в хозяйстве нет. Свет с ближнего на дальнего не переключается, – Ивану хочется пройти осмотр без сучка и задоринки. – Если бы я работал на тракторе постоянно, он бы был в другом состоянии. (Механизатора из Тамбовки привлекают только на полевой сезон, в остальное время Иван – безработный).
Настроение перед посевной у мужиков не ахти. Скорее всего, животноводства в «Юбилейном» в скором будущем не будет. Значит и заготовки кормов в хозяйстве не будет. И не станет летом работы для трактористов. Уже и импортные комбайны, и новый трактор «Нью Холланд» по решению руководства «Титана» из отделения увезли.
– Действительно, наши животноводы предупреждены: с 1 июля скотину у нас заберут, – сказал подошедший к МТМ Сергей Юшкевич, руководитель СП «Юбилейное». – Раньше мы всеми силами бились за сохранение животноводства, особенно молочного, это ведь рабочие места для нескольких десятков людей, то теперь, честно скажу, может, оно и к лучшему. Утром на работу встаешь, и голова болит: выйдут ли на работу скотники, не загуляла ли доярка. Проблемы именно на дойном гурту. Хотя решение избавиться от КРС, может быть, и не окончательное…
Подъехал Виктор Барабанов, саргатский инспектор Гостехнадзора.
– Строимся у своих тракторов. Огнетушители, рядышком аптечки. Чтобы было видно, что это передовой отряд хозяйства. Механизаторов хватает? – обратился он к мужикам.
– Механизаторов – да, работы не хватает, – ответил один из трактористов.
Осматривали технику коллегиально: инспектор, руководитель сельхозпредприятия и инженер Игорь Горскин. Первым проверяли трактор Николая Кокина. Стрелка манометра на его огнетушителе подобралась к границе красной зоны.
– Он не будет работать, – безапелляционно заявил инспектор.
– Как не будет: еще ж не красная зона? – пытался поспорить Николай.
– Лучше потратить тысячу рублей на зарядку, чем потерять миллион рублей. Если запылает техника – ладошками ее не потушишь, Был не так давно случай: загорелся на поле комбайн «Джон Дир», механизатор схватил огнетушитель, а он мертвый. Сбежались еще несколько мужиков, но ни одно средство пожаротушения не сработало. Потеряли дорогостоящий комбайн, – убедительно говорил инспектор.
В «Юбилейном» в прошлом году подобное происшествие закончилось более счастливо. На зерноуборочном «Нью Холланде» заклинило подшипник, и от возросшего многократного трения комбайн загорелся. В этом импортном аппарате все механизмы под капотом. Алексей Наумов не испугался, быстро подобрался к пылающему агрегату и открыл огнетушитель. Спас дорогостоящее орудие производства.
…Вся световая сигнализация, тормоза работали идеально, рулевое в порядке.
– А теперь заведи трактор на скорости, – попросил инспектор.
Николай щелкнул ключом зажигания – двигатель запустился. Сделал еще одну попытку – опять заработал. А не должен бы.
– Ничего не понимаю, только что все было в порядке, – недоумевал механизатор.
Оказалось, от волнения он заводил движок не на скорости, а, как положено, на нейтралке. Это тоже очень важный механизм – блокировка запуска двигателя при включенной передаче… Как-то раз механик хозяйства привез на «Волге» запчасти и поставил ее поодаль от трактора. А тракторист заводил его с помощью шнура. Дерг – взревел движок, и «Беларус» поехал взад. Оторопел на мгновенье механизатор, и этого замешательства хватило, чтобы машину помяло.
На К-700 Николая Зубарева в полнакала горели стоп-сигналы: так сразу и не заметишь на дороге, что «Кировец» затормозил, можно врезаться в него. Николай Николаевич, пока шел техосмотр, сумел разобраться в неисправности и устранить ее.
Полный букет неисправностей на «Кировце» Эдуарда Жигачева: и рулевое неисправно, и со световой сигнализацией нелады, и тормоза не слишком надежны. Эдуарду лишь несколько дней назад доверили этот трактор. Раньше он работал на МТЗ.
– Три трактора мы только-только начали готовить к полевому сезону, в том числе и этот, – объяснил инженер
У двоих механизаторов не было открыто нужной категории в правах. На одном транспортном средстве закончилась страховка.
– Это не мои придирки – это ваша безопасность и безопасность для других транспортных средств, – убеждал механизаторов В.Н. Барабанов. – Даю неделю сроку. Все неполадки устранить, огнетушители зарядить, с документами навести порядок (все недочеты, по каждому трактору инспектор записал в блокнот).
Успеют ли за неделю справиться? Раньше это было почти ЧП в хозяйстве – непринятый на техосмотре трактор. А теперь – почти норма…
Олег ШИПИЦЫН, фото автора