Омск и окрестности за три века. Часть третья, век 19-й

01За два первых века своей истории Омск подчинялся тарским воеводам, дважды входил в Тобольскую губернию, в 1823-1868 годах был областным центром, затем – резиденцией Зап. Сибирского, а после Степного генералгубернаторства. До конца 19-го века он оставался военным и административным, но не экономическим центром, с населением менее сорока тысяч человек.

Все изменилось со строительством железной дороги. Первый поезд прибыл на левый берег Иртыша в 1894 году, и спустя два десятилетия население города увеличилось втрое. Омск преобразился, его украсили великолепные здания, сохранившиеся до наших дней. Пройдите от Соборной площади и дальше по ул. Ленина до её конца и вы увидите их наяву.

Взрывному росту Омск обязан тем, что оказался на пересечении транспортных артерий. Кроме железнодорожных веток от Челябинска, Тюмени и дальше на восток очень напряжённым был речной путь по Иртышу. Сотни пароходов и барж везли грузы и пассажиров. Поэтому не случайно в Омске находились управления Иртышским пароходством и Зап. Сиб. железной дороги, монументальные здания которых стоят на проспекте Маркса. Особенно впечатляет управление дороги, увенчанное четырьмя женскими скульптурами. Его строили пленные австро-венгерской армии во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Сейчас в его корпусах размещается транспортная академия, а само управление перевели в Новосибирск в середине прошлого века.

02А ведь могло быть иначе. При проектировании Великого Сибирского пути обсуждался проект постройки железной дороги от Тюмени, мимо Тюкалинска к Таре и дальше на Томск. Между Омском и Томском шло давнишнее соперничество из-за того, где открыть первый в Сибири университет. В 1878 году университет открыли в Томске, и в наши дни этот город признан научно-образовательным центром Сибири.

А теперь представим себе, если бы железная дорога прошла через Тару. Тогда этот старинный городок, а не Омск стал бы крупнейшим в нашем регионе. Говорю это к тому, что все относительно и зависит от многих причин. Например, строительство железной дороги вызвало упадок коммерческого (купеческого) тракта. Ещё в начале 90-х 19-го века через Баженово, Саргатку Посельскую по улице Трактовой, по Казенному мосту  круглые сутки не прекращалось движение гужевого транспорта. И вдруг поток иссяк. Сотни, даже тысячи ямщиков, возчиков, кузнецов, мастеров-колесников, трактирщиков, крестьян, снабжавших проезжающих фуражом и продовольствием, остались без работы.

Саргатское и Баженово в 2014 году отпраздновали свое 250-летие. В 20-й век они оба шагнули волостными центрами Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Между этими селениями-ровесниками шло неофициальное соперничество. В 18-19 веках впереди оказалось село (с церковью) Баженово. Уже тогда оно было центром волости. В деревне Пос. Саргатке до 1836 года, вероятно, церкви не было. На картах того времени наличие церкви обозначалось крестиком, и название села обычно писалось в среднем роде, а деревни – в женском. Во второй половине 19-го века село Пос. Саргатское тоже становится волостным центром, но значительно уступавшим селу Баженово по количеству жителей (1260 и 2649 в 1913 году) и по другим показателям. Например, Баженово являлось крупным сельским административным центром, здесь находилась резиденция крестьянского начальника, обязанного заботиться о переселенцах, деревни которых появлялись одна за другой (Павловка, Николаевка, Михайловка, Преображеновка, Новопокровка… и так до Андреевки). В 1894 году крестьянским начальником  был П.Ф. Мореншильд, в 1903 году – П.Н. Иоников, имевший самый младший чин коллежского регистратора, однако дававший почетное гражданство носителю его. В Баженово квартировал пристав третьего стана В.П. Алсуфьев, отвечавший за порядок в левобережных волостях Тюкалинского уезда. На эту должность его утверждал сам тобольский губернатор, подчинялся пристав уездному исправнику. Под началом пристава были урядники, один из них – урядник 9-го участка – жил в Черноозерье и обслуживал Карасукскую и Саргатскую волости. Урядник той поры был как участковый милиционер нашего времени.

Продолжим сравнение сёл – соперников. В Баженово ежегодно проводились две ярмарки – июльская и октябрьская, обе Казанские. Оборот их составлял более шестидесяти тысяч рублей каждая – огромная сумма. В Пос. Саргатском в октябре проводилась Дмитриевская ярмарка и торжок (базар) по пятницам. Устраивались они на площади – там, где ныне здание с колоннами районной администрации.

В начале 20-го века в Баженово работало двухклассное начальное народное училище, окончив которое, выпускники (известны случаи) могли поступить в омское коммерческое училище и работать учителями. Девочки учились в церковноприходской школе. В Пос. Саргатском дети обучались в одноклассном училище, в нём предметов было меньше и курс обучения короче. Занятия проводились в бревенчатом здании, находившемся на углу улиц Октябрьская и Тарская.

В Баженово в 1894 году открылась, наверное, единственная в Тюкалинском уезде сельская больница, в которой в разное время за сто лет её существования работали опытные врачи – И.Ф. Бакун, А.Е. Владыкина, Н.П. Сорокин, Е.А. Хомченко. В Пос. Саргатском жители обращались к фельдшеру или везли больных в Баженово. Как видим, сравнение не в пользу Саргатского. Так продолжалось до образования района.

Волости –  низовые административно-территориальные единицы. Например, в селе и деревнях Саргатской волости в 1893 г. учтено 4859 душ, в Баженовской – 9459 душ обоего пола. После февральской революции и отречения царя (вековой юбилей этого события будет в марте 2017 года) государственная власть в России ослабла, армия деградировала и стала терпеть поражения на фронтах первой мировой войны. На местах происходило дробление административно-территориальных единиц, и казачьи посёлки по Иртышу и на Горькой линии становились станицами, выбирали своих атаманов. То же происходило в крестьянских селениях. Например, была образована небольшая Хохловская волость.

После окончания Гражданской войны были созданы чрезвычайные органы власти – революционные комитеты. В организации Саргатского волостного ревкома активно участвовали интенисские партизаны, боровшиеся за установление Советской власти. Их бывший командир Михей Данилович Рудаев был избран председателем  волостного исполнительного комитета. Мы помним, что Тюкалинский уезд долго входил в Тобольскую губернию, но в 1918 году его вместе с Тарским уездом передали в Омскую область, которая после восстановления Советской власти в 1919 году была преобразована в губернию.

В 1922 году началась подготовка к созданию укрупненных волостей. Их назвали районами. Старики вспоминали, что за право стать райцентром претендовали Баженово, как крупнейшее село в округе, и Пос. Саргатское. Но Баженово к тому времени оказалось в стороне от большой дороги, а Пос. Саргатское находилось у Иртыша, и прямо через это село шла оживлённая дорога на Тару, поэтому выбор пал на Саргатское.  Председателем райисполкома избрали М.Д. Рудаева. Как записано в автобиографии, эту должность он исполнял до 1928 года, но с небольшим перерывом.

Границы вновь образованного района утвердили 24 сентября 1924 года, и он территориально вошел в Тюкалинский уезд Омской губернии. Но уже в следующем году от уездов и губерний отказались, и Саргатский район вошёл в Омский округ Западно-Сибирского края с центром в Новосибирске. Западно-Сибирский край просуществовал до декабря 1934 года. После чего Омск уже окончательно стал центром одноименной области. В августе 1944 года при очередной реорганизации наша область приобрела современные границы.

За прошедшие девяносто с лишним лет Саргатский район дважды упраздняли, но он возрождался вновь. Первый раз это произошло в 1932-1935 годах, второй раз – в 1963-1965 годах. Тогда часть его территории отошла к Большереченскому, а другая – к Любинскому укрупненным районам. Последний раскинулся на левобережье Иртыша от Марьяновки до Саргатского. Чтоб съездить в новый райцентр, приходилось потратить день, ведь тогда асфальтированных дорог почти не было: дождь прошел – и не проехать в Омск, тем более в Любино. Народ был недоволен. Руководители колхозов и совхозов писали в Омск и даже в Москву, просили восстановить упраздненные районы. Их услышали.

Указом  Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1965 года Саргатский район в числе других образован вновь. Руководить им направили проверенные кадры. Первым секретарем райкома КПСС был назначен Евгений Дмитриевич Похитайло, ставший после Сергея Иосифовича Манякина Первым секретарем Обкома партии. Председателем райисполкома избрали Дмитрия Васильевича Ботвинкина, и район начал меняться прямо на глазах. В селениях появились новые улицы, Дома культуры, двухэтажные школы, сельские дороги покрыли асфальтом, отрегулировали автобусное сообщение до Омска и внутри района.

Село Саргатское в 1969 году перевели в категорию рабочих поселков, статус и возможности которого повысились. К 1970 году здесь работали крупные предприятия и организации: хлебозавод, маслозавод, Сельхозтехника, комбинат бытового обслуживания, цех безалкогольных напитков, хлебоприемный пункт, механизированная колонна «Омскцелинстрой», межколхозная строительная организация и, конечно, Саргатская ПМК-2. Ее первым начальником был Петр Иванович Пимахин. При нем эта организация всегда имела прибыль, осваивала в год по 4,5 миллиона советских рублей, а рубль тогда приравнивался к грамму золота, средняя учительская зарплата составляла чуть более ста рублей в месяц.

Таким образом экономика района развивалась успешно до восьмидесятых годов. Но впереди маячила перестройка. Об этом времени пусть расскажут другие.

Михаил САНЬКОВ, краевед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *