83 года назад Омск стал одним из центров производства легендарных танков Т-34
Постановление об организации производства танков Т-34 на заводе № 174 в Омске было принято 7 марта 1942 года. С этой даты в истории Омского завода транспортного машиностроения началась новая глава. За годы Великой Отечественной войны на Омсктрансмаше (входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех) построили около 7 тысяч танков.
Каждая десятая «тридцатьчетверка» сошла с конвейера в Омске. На заводе делали не только танки, но и изготовили порядка 300 тысяч корпусов снарядов для гвардейских реактивных миномётов БМ-13 «Катюша», также построили два бронепоезда.
В 1942 году на площадке Омского паровозовагоноремонтного завода (сейчас — Омский завод транспортного машиностроения) развернулось производство средних танков Т-34. Этому предшествовала эвакуация завода имени Ворошилова из Ленинграда в Чкалов (ныне — Оренбург). Работников и оборудование вывозили по Ладожскому озеру, лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков. Заводу выделили два корабля военной флотилии — «Конструктор» и «Пурга». Прямым попаданием бомбы «Конструктор» был потоплен 4 ноября 1941 года. Погибли 150 заводчан и членов их семей.
Из Чкалова в Омск ленинградский завод окончательно переехал к июню 1942 года. Постановление Государственного комитета обороны предписывало Наркомтанкопрому произвести на заводе № 174 строительство необходимых цехов, доукомплектовать завод недостающим оборудованием и довести мощность по выпуску танков Т-34 к 1 декабря 1942 года до 10 машин в сутки. Для производства «тридцатьчетвёрок» в Омск направили группу специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 со Сталинградского тракторного завода и Уральского танкового завода № 183.
Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске постановление ГКО официально разрешало Омскому обкому и облисполкому выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.
В числе тех, кто был вынужден покинуть Ленинград и перебраться в Омск, — семья заводчан Марии и Павла Леоновых.
«Эвакуированных было очень много. Для размещения прибывших ленинградцев требовались жилые помещения. Мария Ивановна и Павел Леонович остановились в каком-то частном домике, в маленькой комнатке жили. Одними из первых Леоновым выделили телефон. Павел Леонович трудился слесарем-сборщиком в сборочном цехе, ему приходилось ночевать на заводе. Но во время отдыха тоже важно было оставаться на связи — его могли срочно вызвать на работу», — рассказывает Валентина Леонова, сноха Леоновых.
После 1945 года Леоновы неоднократно просили вернуть их в родной город. Писали официальные обращения в Министерство транспортного машиностроения СССР, но в ответ Павел Леонович получал резолюцию: «На ваше письмо сообщаем, что вы являетесь высококвалифицированным специалистом и по производственным условиям удовлетворить вашу просьбу в настоящее время не представляется возможным».
Павел Леонов награждён медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны. В 1995-м году Мария Леонов получила юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Сама Валентина Леонова отработала на Омсктрансмаше около 40 лет. Сейчас возглавляет культурно-массовую комиссию Совета ветеранов Ленинского округа. С коллегами они занимаются подготовкой и проведением патриотических мероприятий, а также сбором гуманитарной помощи для бойцов СВО.
«Наши активисты плетут сети и „лешиков“. Это маленькая накидка для бойцов. Несколько умельцев делают обереги для солдатов — чебурашек из фетра. Они символизируют тепло родного дома и греют душу каждого воина нашего, солдатика», — делится Валентина Фёдоровна.
Источник информации: Пресс-служба АО «Омсктрансмаш». Фото: Музей АО «Омсктрансмаш», Фото: Андрей Огурцов.