О необходимости установления требований, которым должно отвечать жилое помещение, с учетом положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № АКПИ15-1365 признан недействующим п. 30 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Суд указал, что правовое регулирование в жилищной сфере и установление требований, которым должно отвечать жилое помещение, необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) об обязательности санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Статьей 23 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Вместе с тем в п. 30 Положения содержатся нормы, учитывающие уровни напряженности электрического поля и индукции магнитного поля, а также их расстояние от стен, окон и высоту от пола в жилом помещении, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным Федеральным законом № 52-ФЗ, и не могут рассматриваться как направленные на защиту жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия.
Помощник Омского транспортного прокурора юрист 1 класса В.С. Пугаев