По следам знаменитого ученого
Даты для экспедиции питерских ученых по пути Палласа в Омской области сошлись на редкость удачно. На нынешние 300 лет со дня основания Омска пришелся еще один юбилей - 245 лет со времени путешествия по нашим местам всемирно известного ученого. В состав исследовательской группы вошли биологи Лев Боркин, он же - руководитель экспедиции, Борис Ганнибал, Спартак Литвинчук, Алексей Мосейко и историк науки Виктор Гохнадель. А идея экспедиции родилась в марте нынешнего года при встрече на одной из научных конференций члена общественной палаты Омской области Анатолия Соловьева и Льва Боркина.
Ученые из Санкт-Петербурга путешествовали у нас тоже в мае, как и Петр Симон Паллас в 1771 году.
На долю Палласа (1741-1811), немца по рождению и русского по месту проживания, выпала удивительно яркая судьба. Знаменитый ученый и путешественник, богатый землевладелец и удачливый в любви - Паллас был трижды женат. А еще Петр Симон прожил необычайно долгую для путешественника восемнадцатого века жизнь - 70 лет. Для жителей Омского Прииртышья он интересен тем, что первым дал полное описание природы наших мест.
Немец Петр Паллас был приглашен Екатериной II в Санкт-Петербургскую академию наук 26-летним и уже состоявшимся ученым. В 1768 году, по указу императрицы, возглавил экспедицию по сбору материалов об европейских и зауральских провинциях державы. В путешествие Петр Симон отправился 27-летним бодрым человеком, а, вернувшись через шесть лет, выглядел седым разбитым стариком. Зато собрал огромный материал по геологии, географии, а также быту и культуре местных народов. Открыл десятки новых видов. Его трехтомник «Путешествие по разным провинциям Российского государства» стал своеобразной российской энциклопедией.
На территории современной Омской области путь Палласа лежал через окрестности озера Мангут, Тюкалинскую слободу, Омскую крепость, Черлак. Возвращаясь обратно в Петербург в 1773 году, ученый, как считает историк науки Виктор Гохнадель, мог проехать по нынешнему Саргатскому району.
Паллас на территории нашей области впервые увидел белых журавлей - стерхов. Белые журавли живут только на территории Сибири - они были одним из самых ярких открытий Палласа. А второе открытие случилось благодаря местным жителям, которые принесли ему вместе с гнездом белку-летягу. О существовании такого зверька в Европе и не подозревали. Путешествуя вдоль берегов Иртыша, наблюдал ловлю осетров и стерляди. Добыча в восемнадцатом веке была весомой. Мужики вытаскивали осетров по три пуда.
Омскую крепость путешественник описывает без раздражения, хотя имел право на недовольство - подробных карт для копирования, ссылаясь на секретность, ему не дали. Паллас в своих записках хвалит градоначальников за сберегающий подход к растительным ресурсам. Для обжига кирпича, который идет на возведение зданий, используется не лес, коего в степи мало, а камыш, привозимый с озер.
В мировой науке имя Палласа осталось навсегда. Он внес весомый вклад в 14 отраслей человеческих знаний: зоологию, ботанику, археологию, лингвистику, востоковедение и другие. О нем выпускается столько книг, что впору заводить новое научное направление - палласоведение.
Группа питерских ученых прошла тем же путем, каким 245 лет назад двигался Паллас. Безусловно, Палласу было проще - он был первым биологом на нашей территории. Все, что находил, открывалось впервые. Сегодня же в Омской области огромный отряд собственных ученых. Но тут важно то, что гости свежим взглядом окинули нашу природу. Они собрали коллекции образцов, а тонкие исследования, вплоть до изучения генотипов, намерены проводить в своих отраслевых лабораториях. Результаты обещали прислать.
Но нельзя сказать, что открытий с лету не было. Энтомолог Алексей Григорьевич Мосейко описал 70 видов жуков-листоедов. Ему повезло, что у нас нет собственной научной школы этого направления.
А специалист по пресмыкающимся и земноводным Спартак Литвинчук, определил северную границу распространения озерной лягушки - водоемы города Омска. До Саргатки она еще не дошла. Она тепло любит, а в Омске теплее, чем в округе. Озерная лягушка - нежелательный пришелец из Казахстана. Она - хищное животное, и нападает даже на мелких птиц. По предположению ученого, наши местные лягушки проиграют ей борьбу на право существования. Вроде бы мелочь, но наши лягушки питаются комарами и мошками, значительно снижая количество гнуса. В Павлодарской области Казахстана в первые месяцы лета такое количество гнуса, что нам и в страшных снах не снилось. Не потому ли его так много, что там бой за жизненное пространство уже выиграли озерные лягушки? Этот вопрос вполне может стать темой для исследований уже сибирских ученых.
Виктор Гоношилов, фото автора