Без ремонта сенокоса не бывает
Сенокос в хозяйствах нашего района закономерно чередуется с ремонтом.
Хочешь провести успешно сенокос (посевную, жатву) – будь готов засучить рукава и взяться за ремонт: старое «железо» может подвести в любую минуту. Вот и СПК «Шанс», лидеру по заготовке сочных кормов в Саргатском районе, 22 июля вместо покоса выпала ремонтная страда.
Флагманский кормозаготовительный корабль «Дон-650» в очередной раз сел на мель – полетел распределитель гидравлической системы. В Саргатке такой запчасти нет, и не факт, что она легко отыщется в Омске: комбайны такой модификации уже давно не выпускаются на «Ростсельмаше». «Дон» – единственный сенажный комбайн в хозяйстве, и все трактора и грузовые автомобили, задействованные на вывозе сенажа, встали. «Сергей Кнаус – отличный комбайнер, делает все возможное, чтобы техника ходила, – поясняет ситуацию Анатолий Темерев, главный агроном СПК «Шанс». – Но за несколько лет эксплуатации этого комбайна мы столько денег вложили в его ремонт, что можно было новую сельхозмашину купить».
Однако на разовую починку расходуются не очень большие средства, на покупку же нового комбайна потребуется, самое малое, 3,5 миллиона рублей. Причем – одномоментно. А сельхозкооператив еще не расплатился за приобретенный зерновой комбайн «Полесье». Сложно двигаться вперед с такой ценовой политикой. С апреля нынешнего года стоимость солярки увеличилась на 1400 рублей за тонну, закупочная же цена на молоко понизилась на три тысячи рублей за такой же вес: каждый день хозяйство не добирает по сравнению с прошлым годом несколько тысяч рублей.
…Большая сенокосная жатка, агрегатируемая с «Беларусом», также требовала починки. И Андрей Сергеев в который раз ползал вдоль множества ее ножей… Старая более узкая жатка была на мази, и можно было выходить в поле, но в хозяйстве, учитывая прогноз на неделю, решили повременить с выходом. Скошенная трава будет киснуть под дождем, и у сена будет другое качество. Пусть еще прибавит в росте.
Механизаторы, пользуясь передышкой, решили заняться компрессором, который нужен для продувки сжатым воздухом всяких каналов в «железе», фильтров. Он стал в последнее время сильно греться.
Сергей Кнаус и Петр Мирошниченко подбирались к его «внутренностям».
– Как там вал? – спросил Сергей товарища.
– Нормальный, – ответил тот, пощупав вал. – Квадратный.
– Как квадратный?
– А что ты хочешь, если он вращается без нормальных вкладышей, масла…
Но консилиум специалистов решил, что «больного» можно вернуть к жизни. Кое-что заменить, кое-что подрезать – и толк будет.
Подъехал Валерий Сафронов, председатель СПК. Посмотрел на ремонтников, тут же взялся за телефон: механик Андрей Сиберт на подъезде к Омску, и нужно подкорректировать портфель заказов на запчасти.
– Михалыч, глянь на мой комбайн, – обратился к начальнику Виктор Сак. Он, пользуясь затишьем на покосе, готовил к жатве старенький «Енисей». В руках у механизатора тоненькая проволока – пружинка слетевшей с оси заслонки карбюратора «пускача». При запуске ее засосало в двигатель, и она процарапала цилиндр, поршень, повредила поршневые кольца.
Председатель осмотрел неполадку. Все так и есть. Вот только пусковой двигатель (иначе – «пускач») новенький, в прошлом году ставили. И года не проходил. Таковы они, новые запчасти и агрегаты.
– Андрей, – звонит он снова механику, – возьми еще цилиндр, поршень и кольца на ПД-10.
Времени еще у косарей достаточно, чтобы справиться с сенокосным планом. Вот только августовская трава по кормовой ценности не чета июльской. Но главное, чтобы к началу жатвы – зерновые подойдут ко второй декаде августа – освободиться от заготовки кормов. Для работы на два фронта в хозяйстве нет ни сил, ни средств.
Олег Шипицын, фото автора
На снимках: механизаторы Андрей Сергеев и Виктор Сак.