Покос – зимовке голова
Молочное животноводство для многих саргатчан – основа выживания, основа благополучия. И для немногих крестьянско-фермерских хозяйств, сельхозпредприятий. Поэтому сенокос для селян, может быть, еще более значим, чем посевная и уборочная.
В крестьянско-фермерском хозяйстве Сергея Крафта из Нижнего Иртыша в эту страду нужно увеличить заготовку сена процентов на 60 – с прошлогодних 300 тонн до 500. Потому как в предстоящий зимне-стойловый период ему придется кормить не 125 коров, а все 200. Именно на такую плановую цифру молочного поголовья необходимо выйти, чтобы соблюсти условия получения трехмиллионного гранта от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, выданного главе КФХ в прошлом году на развитие.
Его, грант, уже сегодня можно увидеть и даже пощупать собственными руками. К осени завершится восстановление, реконструкция еще одной животноводческой базы, а неделю назад в старом животноводческом помещении был установлен молокопровод – для доярок первостатейное удобство. И качество молока, поступающего в танкер без соприкосновения с воздухом, будет иным. Уже стало иным.
…На сенокос с Сергеем добирались на его старенькой, видавшей виды «Жигуле-шестерке». Более подходящий для езды по бездорожью «Патриот» стоит на приколе вторую неделю: механик, взявшийся починить российский джип, «наступил» на горлышко бутылки.
– Это главная проблема в хозяйстве. Механизаторы-передовики порою в самый неподходящий момент пускаются в загул. И кредиты на семьях висят, и дети в городе учатся – ничто не останавливает. Сами себя обкрадывают, и дело страдает, – глава КФХ недоумевающее пожимает плечами. – А все остальное терпимо.
И высокая цена на солярку, и низкая закупочная цена на молоко, и ломающаяся старая техника. И даже оголившаяся недавно от шквального ветра кровля на фермах…
Вот вчера на покосе вышла из строя топливная аппаратура на «Беларусе» Алексея Бодягина. Спозаранок он взялся за ремонт. Нашел неисправность, заменил форсунку – новая напасть: трактор от пускача не заводится. Чтобы времени даром не терять, завели трактор с толкача – и быстрее на сенокос, сгребать валки. Потом разберутся, отчего не запускается… К слову будет заметить, Алексей работает в КФХ недавно, до этого вахтовал по Северам.
– Ничего там шибко хорошего нет, – поясняет тракторист. – Свою тысячу в день я и на родине заработаю. Да и дома моя помощь лишней не будет.
Подъехали к краю поля. Заполненное густой, в пояс травой, оно уходит за горизонт.
– Ишь, какой костер выдурил, – радуется этому богатству Сергей.
А трактор почему-то замер посреди этого кострового раздолья. Подходим ближе. Николай Ильин, молодой еще тракторист, озабоченно исследует сенокосный агрегат (он тоже недавно оставил Севера).
Ну, ножи поизносились – это поздно вечером или утром заменит, ослабший ременной привод – тоже легко исправимо, вот со сваркой, которая потребуется, сложнее – сварщик несколько дней в расслабоне… Но пока можно работать, и Николай трогает свой агрегат. Через сутки-двое высохшую на ветру и солнце траву можно будет убирать. Чем и занимаются на соседнем поле Рашид Шакиров и Алексей Бодягин. И множатся скатанные кругляши солнца, ветра, лета…
Как бы «ни шалили» мужики, а почти половину сена уже накосили. К августу, прикидывает Сергей, его будет в волюшку – то есть те самые 500 тонн. Потом нужно будет переключиться на сенаж. Тут план круче – аж 3000 тонн. И уже сейчас механизатор Александр Семашко готовит к уборке зерновой комбайн – фуражное зерно в КФХ тоже свое. Зимовка здесь будет сытной.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора