Герасимов Дмитрий Иванович

ГерасимовНам остается только ПАМЯТЬ

Моего дедушку, Дмитрия Ивановича Герасимова, до сих пор помнят в его родной деревеньке Степановке Саргатского района. Здесь он жил и честно работал до самой смерти. Сюда, тяжело раненый, вернулся с войны, дом построил, сад посадил, сыновей и дочерей вырастил. Добрый след оставил на земле и добрую память. Но меня всегда душат слезы, когда читаю о ветеранах-фронтовиках, смотрю фильмы о том страшном времени. Мой дедушка как будто и не воевал! В областной книге «Солдаты Победы», где собраны сведения об участниках Великой Отечественной войны, его фамилия не значится…

Я часто задаю себе вопрос: а что мне осталось в память о моем дедушке? Увы, немного. Две старых, выцветших фотографии. На одной он, бравый солдат, стрелок, в военной форме. Здесь ему всего 23 года. Смотрю на второй снимок, почти сорокалетней давности, когда дедушка работал в Степановке на молзаводе, и плачу…

Верится с трудом, но тогда в деревне на сто дворов свою переработку наладили. Рекой текло молоко из интенисовских, степановских ферм и колхоза «Красное Знамя». И мы, ребятишки, часто бегали сюда полакомиться сливками. А еще в Степановке сад был, теплицы, клуб, школа и  свой агроном.

Еще помню, как мы вместе с дедушкой смотрели старый советский фильм о подвиге Александра Матросова, героя Советского Союза, кумира многих поколений советских мальчишек. Парнишка закрыл своим телом вражеский дзот, было это в феврале 43-го года, близ деревни Чернушка Псковской области. Один эпизод из черно-белой киноленты, когда Матросов бежит на огненную точку, я никогда не забуду. Дедушка еле слышно сказал: «А мы ведь в том бою, внучка, вместе были. Я тоже в атаку шел. Немного не добежал Матросов до дзота, убили его, прямо на снег упал…».

Тогда я значения тем словам не придала. В детстве жизнь кажется легкой и бесконечной, а сейчас думаю: пусть и не лег грудью на амбразуру Александр Матросов, а он все равно – Герой. Тысячу, миллион раз  – Герой! Не важно – добежал или нет. Главное, что принял огонь на себя, испугал вражину, спас других и, может быть, моего дедушку, которому в этой неравной схватке осколком прихватило ногу. Лечился в госпитале, попал в плен и чудом остался жив. О том времени не любил вспоминать. Понятно – кому охота бередить старые раны. Но всегда повторял: от смерти и плена меня спасло родительское благословение.

Когда дедушка уходил на войну, мать пришила ему на грудь платочек с горсткой родной земли. Рассказывал, что гибли рядом солдаты, а он, ничего не видя перед собой, мчался вперед, в атаку. А однажды, когда бежал из плена, спрятался в лесу. Фрицы пошли с облавой. Один солдат с собакой обнаружил дедушку, но своим не выдал. Засыпал листвой, прошел мимо. И среди немцев были люди, которые не понимали, зачем и для чего нужна эта война… До самой ночи просидел там, а потом добрался до деревни. Молодая женщина Кристина, мать двоих маленьких ребятишек, спрятала солдата в погребе. Боялась, чтобы никто не увидел. В селении были немцы и бендеровцы. Украина. Страшно и обидно – спустя семьдесят лет – там опять война. Просто так, ни за что гибнут дети, старики и женщины. Представляю, как больно было бы смотреть на все это моему дедушке. Он эту землю кровью поливал.

После войны Дмитрий Иванович пожил мало – умер в декабре 74-го, через месяц после моей свадьбы. И давно уже не у кого спросить про те суровые времена, про войну и подвиг Матросова… Жалко до слез. Единственное, что нам остается – только помнить о них.

4 июля 2014 стр 7. Валентина Владимировна ВДОВИНА, р.п. Саргатское

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *