Музей имени М.А. Врубеля впервые представит оригинальную графику художников Российской империи

В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля впервые проходит масштабная выставка оригинальной графики. Экспозиция под названием «Владеть ценным сокровищем…» представляет коллекцию русского рисунка и акварели XVIII — начала XX века из собрания музея.

«Этой масштабной выставкой произведений мы продолжаем цикл мероприятий, приуроченных к 100-летию Музея имени М.А. Врубеля, – отметила директор музея Фарида Буреева. – Здесь представлены многие рисунки, которые либо никогда не были выставлены, либо очень редко показывались зрителю из-за необходимости реставрации».

В музее впервые проходит выставка, на которой широко представлена оригинальная графика выдающихся русских мастеров второй половины XVIII — начала XX века. Экспозиция включает более 70 произведений, выполненных в разных техниках: графитным и угольным карандашами, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью и другими. Это подготовительные эскизы, натурные зарисовки, академические штудии, законченные станковые композиции и театральная графика. Некоторые работы прошли серьёзную реставрацию и будут показаны публике впервые.

Куратор выставки, хранитель фонда русской и зарубежной графики музея и кандидат искусствоведения Галина Севастьянова сообщила, что выставка предшествует выпуску альбома-каталога с таким же названием. Над ним работала большая команда сотрудников музея.

«Музейное собрание рисунков и акварели русских художников конца XVIII — начала XX века насчитывает около 200 единиц хранения. Во многом это заслуга первого директора музея Ф. В. Мелёхина. Он стремился не только представить образцы русского классического искусства, но и познакомить сибиряков с новыми тенденциями в отечественной культуре рубежа XIX–XX столетий. Неслучайно коллекция произведений этого периода – одна из лучших среди региональных музеев», – отметила Галина Севастьянова.

В 1920-е годы в Омск из Государственного музейного фонда поступила значительная часть работ. В этот фонд вошли произведения из расформированных частных коллекций дореволюционной России. Среди бывших владельцев этих работ были известные коллекционеры и меценаты, такие как И. Е. Цветков, М. К. Тенишева, И. А. Морозов, Д. В. Высоцкий, А. В. Касьянов, И. П. Свешников и другие. Некоторые из экспонатов, представленных на выставке, раньше находились во дворцах великих князей Романовых: Михаила Александровича, Константина Константиновича, Николая Михайловича. Во второй половине XX века коллекция оригинальной графики пополнялась в основном за счёт частных собраний Москвы, Ленинграда, Омска и Нижнего Новгорода.

Экспозиция организована по временному принципу и состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён русскому рисунку второй половины XVIII — первой половины XIX века и тесно связан с работой Императорской Академии художеств, которая опиралась на стандарты классической красоты Античности и Ренессанса.

На примере рисунка «Натурщики» (вторая половина XVIII века), предположительно созданного Антоном Павловичем Лосенко, и работ Николая Павловича Шлейна, выполненных в конце XIX века, можно увидеть достижения русской академической школы и её выдающихся мастеров.

Особенно интересны произведения известных художников первой половины XIX века: Александра Осиповича Орловского, Фёдора Антоновича Бруни, Максима Никифоровича Воробьёва.

В коллекции оригинальной графики особое место занимают работы русских мастеров, выполненные во второй половине XIX века. Эти произведения отличаются разнообразием тем и реалистичной манерой исполнения.

Среди них — «Черкес, скачущий на лошади» (1870) Петра Петровича Соколова, акварели одного из основателей Общества русских акварелистов Луиджи (Людвига Осиповича) Премацци и его талантливого ученика Альберта Николаевича Бенуа.

Стоит также выделить акварель «Привал охотников» (1886) Владимира Егоровича Маковского, художника-передвижника, рисунки Константина Яковлевича Крыжицкого «Пейзаж с рекой» (1893) и «Лес зимой» (1906), а также работы Ивана Ивановича Шишкина, которого называют «богатырём русского леса» и одним из лучших рисовальщиков России.

Один из самых ярких разделов выставки посвящён графике Серебряного века (рубеж XIX–XX веков).

Здесь посетители могут познакомиться с работами выдающихся русских художников: Александра Николаевича Бенуа, Николая Константиновича Рериха, Филиппа Андреевича Малявина, Константина Фёдоровича Юона и других. Также представлены эскизы костюмов и декораций, созданные в начале XX века для знаменитых оперных и драматических спектаклей. Их авторы — Александр Яковлевич Головин, Иван Яковлевич Билибин, Пётр Борисович Ламбин.

Произведения оригинальной графики этого периода отражают новое видение окружающего мира. Их стиль гармонично сочетается с эстетикой модерна — последнего большого стиля в русском искусстве.

Выставка демонстрирует выдающиеся достижения русских художников, подтверждая слова Микеланджело: «Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем…». Русская оригинальная графика — это действительно ценное сокровище, которым заслуженно гордится Музей имени М. А. Врубеля.

Фото: Людмила Мирончик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *