Омская жупналистка вернулась из Чехии и проводит необычные экскурсии по родному город
Журналистка Ирина Кудимова, в начале нулевых работавшая в омских газетах, давно добилась профессионального признания как экскурсовод. Перебравшаяся в 2007 годув Чехию, больше 10 лет она проводила экскурсии в основном для русскоязычных туристов. В 2020 году вернулась домой. Разработанный ею туристический проект для группы чехов, мечтавших проехать по Транссибу до Владивостока, повторив путь своих земляков из Чехословацкого корпуса времен Гражданской войны, и стал отправной точкой для омских экскурсий Ирины Кудимовой “Белый Омск из-под вуали».
Ирина Анатольевна, историк по образованию, в ходе путешествий по Омску помогает своим экскурсантам перенестись в эпоху, когда Омск был столицей белой России. Причем она нашла неожиданный поворот в достаточно хорошо известной теме жизни города во время правления адмирала Александра Колчака и после него. Кудимова решила показать женское лицо белого Омска. Она рассказывает о возлюбленных известных деятелей той поры, чьи судьбы связаны с нашим городом, показывая по пути здания, места, где жили, работали.
Всем известна история любви Анны Тимиревой и Александра Колчака. В экскурсии «Белый Омск из-под вуали» эта тема получила необычное продолжение, связанное с тяжелой, хотя и достаточно долгой жизнью самой Тимиревой и трагичной судьбой ее талантливого сына. Но лично мне больше понравился блок нашего исторического путешествия по городу, посвященный Елене Мусатовой, ставшей музой известного чешского скульптора Франтишека Винклера. Это тот самый Винклер, названный Владимиром Францевичем в Омске, куда он попал вместе с другими чешскими военнопленными, чьи скульптуры украшают здания транспортного университета, мэрии, драмтеатра, других памятников архитектуры.
Пожалуй, самая известная его работа в Омске – четыре богини, символизирующие основные движущие силы железной дороги, – «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление» на фронтоне здания управления железной дороги (сейчас ОмГТУ). Любопытно, что в лице Тяги – одной из этих мощных девушек, расположившихся топлес под крышей вуза, по мнению некоторых историков, проглядываются черты Елены Мусатовой. В эту 17-летнюю дочь помещика пленный чех влюбился в Омске так, что забыл про оставшуюся в Чехии жену и двоих детей. Здесь в Успенском соборе Елена Усатова и Владимир Винклер повенчались, после того как чех принял православие.
Неизвестно, чем закончилась бы эта любовно-сибирская пастораль, если бы Винклер вернулся с новой женой в Чехию, куда он стремился почти всю жизнь. Но талантливому скульптуру не удалось возвратиться домой. Из белого Омска, который вскоре стал красным, Винклер с Еленой Мусатовой перебрались во Владивосток, где пережили смену власти. А оттуда переехали в Харбин, где прожили нелегкую, но, надо полагать, счастливую жизнь. Елена родила скульптору шестерых детей. Она трагически погибла от удара током в 1941 году. Владимир Винклер умер в Харбине в 1956 году. Их выросшие дети разъехались по разным странам. Двое вернулись на родину отца – в Чехию, трое – в Россию, один отправился в Австралию.
Полная приключений и политических авантюр жизнь знаменитой эсерки Екатерины Брешко-Брешковской, прозванной «бабушкой русской революции», также некоторое время находившейся в Омске, еще одна любопытная страница экскурсии. Как рассказала Кудимова, первый ее приезд в наш город случился в августе 1918 года. В Омске она встречалась с руководством Чехословацкого корпуса, пытаясь сагитировать их на борьбу с большевиками. Из Омска Брешко-Брешковская уезжает в Америку, после жила в Париже, пока русские политэмигранты не купили ей небольшой домик в Чехословакии, где она и умерла в 1934 году.
Фото из архива Ирины Кудимовой