Шедевр Константина Маковского вернулся в постоянную экспозицию музея имени М.А. Врубеля после реставрации
К 185-летию со дня рождения Константина Егоровича Маковского (1839–1915) в постоянную экспозицию музея вернулось эффектное полотно «Боярыня у окна». Картина была создана в зрелый период творчества мастера.
После длительной реставрации шедевр снова могут увидеть посетители музея. Реставрационные и исследовательские работы были проведены при поддержке Научно-производственного объединения «Мир» и лично генерального директора Александра Беляева.
Константин Маковский — один из лучших русских живописцев последней трети XIX века. Он был известен как автор портретов и исторических картин и стал одним из самых модных и высокооплачиваемых российских художников своего времени.
«Боярыня у окна» написана К. Е. Маковским на вершине творческой карьеры. В этот период его внимание было приковано к теме русской старины XVII века, а его произведения, изображающие богатую жизнь бояр, получили признание как в России, так и за её пределами.
Картина «Боярыня у окна» была передана в Западно-Сибирский Краевой музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. Художник с большим мастерством и точностью воспроизвёл все детали богатого одеяния молодой женщины. Прототипом героини картины стала жена художника Юлия Павловна Маковская (урождённая Леткова, 1859–1954), чьи черты можно узнать на многих женских портретах, написанных мастером.
В 2023 году картина «Боярыня у окна» была отправлена в реставрационную мастерскую. Физико-оптические исследования показали, что холст и красочный слой подвергались многочисленным реставрациям, которые со временем начали портить внешний вид произведения.
Кроме того, авторский подрамник потерял жёсткость, из-за чего холст провисал и деформировался, что влияло на состояние красочного слоя. На заседании реставрационного совета музея было принято решение полностью отреставрировать картину: удалить старые заплаты, продублировать изношенные кромки и сделать новый подрамник.
Особую сложность представляли едва заметные, но многочисленные отслоения красочного слоя по всей поверхности, на устранение которых потребовалось много времени.
При исследовании живописной поверхности в ультрафиолетовом излучении были обнаружены старые тонировки и, возможно, авторские исправления. Также под слоем лака нашлась широкая полоса записи у нижнего края картины, которую художник сделал во время работы над композицией.
Благодаря макрофотографиям удалось раскрыть некоторые секреты работы художника. Маковский писал лицо и руки по подготовительному слою холодного зелёного цвета, который в сочетании с оттенками персикового и розового, нанесёнными поверх, позволял добиться тончайшей цвето-теневой передачи и почти ощутимой телесности.
Работы по реставрации и исследованию провела заведующая отделом реставрации живописи и темперы, художник-реставратор высшей категории Наталья Минько. В ноябре 2024 года она будет отмечать юбилей — 50 лет работы в Музее имени М. А. Врубеля. Наталье Григорьевне удалось не только вернуть в экспозицию одно из украшений музейной коллекции, но и узнать больше о творческом методе К. Е. Маковского.