Елена Харламова: концепция и проблемы креативного кластера «Электроточка» в Омске
Елена Харламова, основательница бренда «Простошапка», выступила с идеей создания креативного кластера «Электроточка» в Омске. Свой цех и офис она уже открыла на территории бывшего корпуса завода «Электроточприбор». Теперь Елена планирует собрать команду неравнодушных собственников и арендаторов помещений, чтобы вместе изменить пространство.
В интервью порталу «ОМСКРЕГИОН» Елена рассказала, почему её внимание привлекла именно эта территория. Оказалось, что здесь находится её производство, а помещение принадлежит ей. Поэтому она заинтересована в развитии этого места и создании комфортных условий для своих сотрудников. Кроме того, Елена всегда была неравнодушна к тому, что происходит в городе, и увлекалась урбанистикой. Настолько, что даже поступила в магистратуру СибАДИ на специальность градостроителя.
Пока точной информации о количестве собственников и арендаторов на территории нет. Команда Елены ведёт работу в этом направлении: проводит ревизию всех корпусов, собственников и арендаторов. По предварительным оценкам, на территории около 300 арендаторов и 30–40 собственников. Уже собралась инициативная группа из 5 человек, которые обсудили задачи и наметили план действий.
Елена видит концепцию кластера следующим образом:
- Собрать на территории небольшие локальные бренды
- Открыть арт-резиденцию для ребят из других городов
- Проводить лекции, мастер-классы, делать коллаборации
Кроме того, на территории уже есть несколько фотостудий, маркетинговые и дизайн агентства. В целом, складывается неплохой фэшн-кластер. При этом не стоит ограничиваться каким-то одним креативным направлением. Там, где фэшн, там и многие другие сферы: кино, музыка, мероприятия, информационные технологии, образование, искусство, прикладное ремесло и т. д. Всё это нужно смешивать и создавать уникальные продукты.
Примеров таких кластеров очень много. Московские «Винзавод», «Флакон», «Артплей», «Хлебозавод» образованы на территориях бывших заводов. Питерский «Ленполиграфмаш» максимально похож на «Электроточку». Когда Елена там оказалась, она поймала ощущение дежавю: похожие здания, похожая планировка, только всё красиво и благоустроено.
Пока команда Елены очень далека от создания управляющей компании, но рано или поздно к этому придёт. Елена считает, что это единственный логичный способ управления территорией.
Организаторы творческого дворика заведения «Давай покрепче», которые проводят маркеты и мероприятия, — единомышленники Елены. Они делают мероприятия во дворике уже второй год. У них там очень классная креативная атмосфера.
Было бы классно провести фестиваль на всей территории кластера. Со сценой, фудкортом, лекторием, маркетом местных дизайнеров.
На проспекте Маркса выходит историческое здание, памятник архитектуры. В своё время там был ночной клуб «Атлантида», затем частный театр «ЦСД-Омск», но все они закрылись. Были планы перезапустить ночной клуб, но что же теперь?
Елена хотела бы включить это здание, объект культурного наследия, в пространство кластера. Ей кажется, просто преступление использовать его под «Пятёрочку». Самое интересное, что изначально это здание было индустриальным училищем, и там располагались весьма креативные мастерские: гончарная, кузнечная, литейная.
Самая большая проблема — договориться. Большое количество собственников, каждый со своими проблемами. Мало кто готов заниматься ещё и проблемами территории, вкладывать сюда деньги. Проезды здесь в плачевном состоянии, почти нет тротуаров. Абсолютно не благоустроенное место в самом центре города.
Омск — один сплошной потенциал. Елена общается со многими сообществами и видит, какие у них классные айтишники, дизайнеры, художники, маркетологи. Но они с лёгкостью находят работу в других городах и покидают Омск. Сейчас города конкурируют за таланты. АСИ проводило исследование по миграции талантов, и Омск был в числе тех, откуда чаще всего уезжают. При этом переезжают чаще туда, где высокий индекс развития креативных индустрий.
Фото: Вадим Харламов, телеграм-канал “Электроточка”