Тобольск – духовная столица Сибири
Корреспондент нашей районной газеты “К новым рубежам” Олег Шипицын стал участником XXI межрегионального фестиваля «Православие и СМИ», который проходил в Тобольске – духовной столице Сибири. И подготовил материал с места события.
Каждому сибиряку необходимо хоть раз побывать в городе Тобольске – в бывшей столице Сибирской губернии, распростершейся в XVIII веке от предгорий Урала до берегов Тихого океана. Увидеть этот город, это удивительное место, где малочисленная дружина Ермака в полтысячи сабель (и огнестрельных пищалей) сумела одолеть многотысячное войско хана Кучума. И с того времени, с 1582 года, с той невероятной победы, о которой до сих пор спорят историки, идет отсчет присоединения Сибири к Руси, отсчет освоения ее земель и богатых недр, превращения страны в Российскую империю. А духовной столицей Сибири Тобольск был и остается поныне.
Здесь находится единственный за Уралом белокаменный Тобольский кремль с величественным Софийско-Успенским кафедральным собором и резиденцией Сибирских митрополитов и архиепископов: отсюда проповедники и миссионеры шли по неосвоенному краю, от Аляски до Китая, обращая коренное население в православную веру.
На подъездах к Тобольску кремль возвышается на Троицком мысу и, как сказочный мираж, плывет над окрестностями, поражая своей строгостью и изяществом. И не случайно именно в Тобольске проходили заключительные дни XXI межрегионального фестиваля-конкурса «Православие и средства массовой информации», участником которого стала наша саргатская районная газета « К новым рубежам», освещающая события православной жизни саргатских прихожан. Благодаря этому обстоятельству ваш корреспондент снова побывал в Тобольске (первый раз – как победитель межрегионального журналистского конкурса «Сибирь – территория надежд» в 2012 году).
Видно невооруженным глазом: город продолжает преображаться, становится краше, притягательнее. Тем, кто бывал в нем не единожды, он всякий раз раскрывается с какой-то новой, неизведанной стороны. Так было и на этот раз.
Знакомство с городом началось с «Ермакова поля» – уникального парка, где растут более 8,5 тысячи деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений, многие из которых редки, экзотичны для Сибири. Но, пожалуй, не только разнообразием флоры славно это творение разума, рук человеческих и природы. Это не просто парк – это живая история Тобольска, выраженная средствами ландшафтной архитектуры, в нем переплелись история, ботаника, ландшафтный дизайн, искусство.
Можно ли передать растениями решающую битву Ермаковой дружины и войска хана Кучума? Оказывается – можно. Вот что придумали здесь… Двадцать пять дубов, олицетворяющих казаков, во главе которых стоит могучий кедр – Ермак, значит. Напротив три холма, засеянных полынью, это, стало быть, Кучумовы полчища. И стекает в низинку, с поля брани, кровь, которую изображают пурпурные заросли барбариса…
Нам, журналистам, прибывшим на фестиваль, несказанно повезло: вел по парку экскурсию сам Аркадий Григорьевич Елфимов – его основатель, человек невероятной энергии и обаяния. Двадцать лет ему и его сподвижникам понадобилось на то, чтобы мерзость запустения (это слова Елфимова), пепелище сгоревшей в 90-е годы советской базы отдыха превратить в тобольскую, да что там, – сибирскую – достопримечательность. С тротуарными дорожками, живыми изгородями, ротондами и беседками, фотографической галереей, со скульптурными композициями, посвященными людям, прославившим так или иначе град Тоболеск (это его старинное название). Посреди этого великолепия нет урн для мусора, нет шашлычно-мангальных зон. Сюда приходят не за тем, чтобы насытиться пищею, а насладиться тишиной, укрепить дух свой, созерцанием красоты и покоя привести в порядок душу свою. И многие знаменитости, побыв в этом месте, оставили здесь добрую память о себе. О чем свидетельствуют липовая аллея, высаженная ими. Лип, аккуратно постриженных в виде сферы, сегодня три сотни. На каждой именная табличка. Деревце под номером один посажено великим русским, советским писателем Валентином Григорьевичем Распутиным, перу которого принадлежат «Живи и помни», «Прощание с Матёрой, «Уроки французского», «Деньги для Марии» и другие. Его уже нет в живых, как и многих других «садоводов», а деревца их, словно живые души, перешептываются, ведут разговор друг с другом, лишь только ветерок пробежит по листве…
Два часа, проведенных в парке, пролетели как один миг, и если можно было о чем-то сожалеть, так это о невозможности побыть, пробродить здесь в одиночестве, посидеть в беседке или просто на подстриженной траве, послушать пение птиц, поглядеть неспешно на крутые изгибы Тобола, петляющие далеко внизу.
Все-таки коллективная экскурсия предполагает скорость, сопряженную с поглощением информации. И той, и другой слишком много в нашей жизни.
Хочется вернуться сюда снова.
Поднявшись рано утром, на восходе, до начала официальных мероприятий фестиваля, можно неспешно обойти вокруг Тобольского кремля, увидеть играющие блики солнца на фигурке ангела, летящего над Юго-восточной наугольной башней, обогнуть строгую резиденцию Сибирского губернатора, спуститься по булыжной мостовой к деревянной лестнице Прямского взвоза: она соединяет Тобольский кремль с Большой Архангельской улицей – началом Московского тракта, ведущего в столицу России. Проходит под Рентереей – зданием, построенным для хранения Государственной казны, в том числе мягкого золота, пушного ясака, главного богатства Сибири в XVI-XVIII веках.
В уникальной лестнице 205 ступенек и 19 площадок, на которых можно перевести дух. Существует поверье: если спускаться или подниматься по ней и считать ступени, не сбиваясь со счета, и думать при этом о сокровенном желании, то оно непременно сбудется. Но спустившись и поднявшись по ней, я потерял их счет… Зато внизу, у подножия Алафеевской горы, обнаружил скульптурный памятник в виде струга под парусом и стоящего на ней основателя города Данилу Чулкова со товарищи (в 2012 году его не было). В 1587 году он пришел сюда с отрядом казаков и заложил на стрелке, на месте слияния Иртыша и Тобола, тобольский острог и стал его первым воеводой (в конце июня город отметил свое 436-летие, это один из самых старейших сибирских городов).
Лестница соединяет две части города – верхний посад, его горную часть, и нижний посад, подгорную часть, это один из немногих российских городов, расположенных в двух уровнях. В нижнем посаде множество красивых храмов, сохранившийся дом Сибирского губернатора, в котором семья Николая II провела в ссылке восемь месяцев, перед отправкой в Екатеринбург и расстрелом. Ни тогда, ни сейчас мне не удалось побывать в этом историческом здании, превращенном в музей семьи последнего российского царя, с подлинными вещами, семейными реликвиями и документами той трагической поры. И это тоже повод еще раз вернуться в Тобольск.
Тобольский кремль с его святынями, историческими строениями, храмами, архиерейским домом нынешнего митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия превращен светско-духовными властями в музей-заповедник. На его территории находятся 11 главных музеев города (а есть и другие, но тоже очень важные и интересные). Чтобы в них побывать, осмотреть все экспозиции, нужно потратить не один день. А два дня, в которые уместился фестиваль «Православие и СМИ», были жестко регламентированы его программой.
Архитектурная и духовная доминанта Тобольского кремля – Софийско-Успенский собор (освящен в 1686 году), открытый для православных прихожан, паломников, всех путешествующих, желающих увидеть древнейший каменный храм Сибири и ее первое каменное здание. Двери его днем всегда открыты. Каждый, кто бывал в нем, был покорен его внешней и внутренней красотой, теплотой и светом. Сколько горячих молитв, покаянных признаний, проповедей прозвучало под его величественными сводами. Кому довелось слышать здесь церковный хор (при Тобольской духовной семинарии находится регентская школа, где учат петь и готовят руководителей хора), даже если в нем всего лишь несколько человек, не забудет впечатления: словно ангельская песнь ниспадает с вершины свода на тебя. Именно здесь, в этом намоленном за столетия месте, и состоялось открытие XXI Межрегионального фестиваля-конкурса «Православие и средства массовой информации». В конкурсе принимали участие печатные издания, телерадиокомпании, интернет-издания 29-ти российских регионов. География участников – от Хабаровска до Калининграда.
– Желаю вам радости от пребывания в древней столице Сибири, радости от взаимного общения, – говорил на открытии фестиваля митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, который более 30 лет возглавляет Тобольско-Тюменскую митрополию и является ректором Тобольской духовной семинарии. – Надеюсь, что пребывание здесь, обмен идеями, проектами выльется в будущем в ваши новые публикации, фильмы о духовной составляющей жизни общества. При этом нужно помнить, что Духовность – от слова Дух, а Дух есть Бог. Все, что от Бога, облагораживает душу человека, делает ее тоньше, чувствительней. Но есть и противоположная ипостась – диавольская, которая противляется Правде, Истине, Добру. К сожалению, мы видим сегодня, как на Западе отходят от заповедей христианства, сеют ненависть к народам, вражду, попирают вековые ценности. Важно, чтобы ваше слово поддерживало, вселяло надежду, а не сеяло рознь.
– Патриарх Кирилл, находясь в Тобольске, отметил, что в советской России оставались идеалы, вера в единство, семейные ценности, дружба и взаимовыручка. Получается, Россия никогда не сходила с правильного пути и сейчас не должна этого делать, – напомнил собравшимся журналистам Глава города Тобольска Максим Афанасьев. – В предыдущие годы много говорили про информационную войну, но даже представить не могли, каких масштабов она достигнет. Сегодня как никогда нужна помощь журналистов, которые вносят вклад в сохранение духовно-нравственных ценностей.
Номинации XXI фестиваля «Православие и СМИ» были традиционными, но не могла не появиться в современных реалиях тема, посвященная спецоперации российских войск на Украине, подвигу воинов, поддержке их семей. Журналистских работ, касающихся так или иначе СВО, было много, поэтому жюри конкурса учредило номинацию «Священный долг». И отметило семь лучших телепередач, материалов в прессе и их лучших авторов из Крыма, Челябинска, Орла, Чувашии, Тюмени, Кургана.
О жизни отца Владимира (Язова), ушедшего окормлять, духовно поддерживать воинов казачьего добровольческого батальона, не было написано. «Я ведь не герой, – говорил он. – Казаки всегда стояли на страже родной земли, я же потомственный казак, родом со станицы Некрасовская, что под Екатеринбургом. И по роду своей деятельности занимаюсь духовно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи. Когда началась спецоперация, многие казаки добровольцами пошли воевать за Донбасс, защищать русских, живущих на Украине. Как же мне было не пойти вслед за ними?! Наш казачий батальон «Терек» стоял на Кинбурской косе. (Кинбурская коса узкой полоской вдается в Черное море, ее протяженность 40 км, ширина 9 км. Этот стратегический плацдарм находится глубоко в тылу ВСУ, поэтому на полуостров пытаются высадиться десантные диверсионные группы, ведется постоянный артиллерийский огонь его территории, барражируют беспилотники – делается все, чтобы вытеснить российских воинов оттуда. Но тщетно. – О.Ш.). Духовно укрепить воинов перед боем, укрепить их веру в праведность дела или же просто поговорить по душам – такова была моя миссия».
Среди участников фестиваля была Анна Черкашина, корреспондент «Белгородских известий». Она писала о спорте, которым занимаются священники, о помощи переселенцам, вынужденным бросить свои обстреливаемые дома, о старинных храмах Белгородчины. Анна тоже не понаслышке знает о войне. Белгородская область, ее пограничные районы с Украиной, деревни, села и города, постоянно подвергаются обстрелам. Она рассказывала про Шебекино – маленький красивый городок, в котором проживало 40 тысяч жителей, а сейчас осталось 2,5 тысячи. По городу, где нет военных объектов, воинских соединений, бьет украинская артиллерия, бьет по больницам, детским садам и школам…
Заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий считает, что такие фестивали нужны для обмена опытом между коллегами. «У этого фестиваля простое и хорошее название. Всего два слова. Но для меня в них заключено многое. Православие – это система ценностей, которая вырабатывалась больше тысячи лет, это полностью гармонирует с моим осознанием мира. Система ценностей российских СМИ близка к системе ценностей православия, – сказал он. – А то ведь Запад дошел вообще до маразма, там потакают пороку и разврату. Поэтому идущая сейчас война – это не столкновение между Россией и Украиной, это война между Россией и Западом, между нашими системами ценностей».
Фестиваль – это не только официальные церемонии, дискуссии, процедура награждения, это знакомство с городом, предусмотренное его программой, которая продолжилась для нас выездом в нижний посад, в подгорную часть Тобольска.
Напомню, город лежит в двух уровнях: горняя, верхняя часть, и нижняя – подгорная. Из верхнего посада, со смотровой площадки Тобольского кремля, видно множество храмов нижнего посада. В относительно небольшом городе Тобольске, где проживает 102 тысячи жителей, 35 храмов! Большая часть из них отреставрирована, хотя дело это долгое и дорогостоящее. В одной из действующих церквей – во имя Андрея Первозванного (годы строительства – 1744-1755) – мы побывали. Обветшавшей, заброшенной была передана она в 90-е годы прошлого столетия Тобольской епархии. А теперь храм предстает в белоснежном обличье. Внутри его сводов тоже бело, в аскетической чистоте белого – своя красота. Встречал нас настоятель храма – могучий, жизнерадостный отец Михаил.
– А чего плодить уныние и печаль? Их в нашей жизни и без того хватает, – говорил он.
С его благословения мы поднялись на колокольню. Узкий винтовой ход вел ввысь. Дух захватывает от открывающихся видов. Перед нами, как на ладони, нижний посад, а на той же высоте – плывущий в облаках Тобольский кремль (вот бы подняться на высочайшую 76-метровую колокольню Софийско-Успенского собора!) Дочь священника Любовь наполняет воздух симфонией колокольного звона. Симфонией – потому что соединяет заученную последовательность ударов и импровизацию. Журналистам тоже дозволено исполнить свой колокольный звон. Получается не так красиво, зато тоже радостно! И пока каждый не исполнил свою мелодию, вниз не спустились.
Надо спешить – нас ждут на камерной сцене Тобольского драматического театра. Здесь дают спектакль по мотивам шуточной пьесы А.П. Чехова «Медведь». Только в тобольском, не шуточном, ее варианте, где главные герои – не помещица и отставной поручик, а находящиеся в ссылке российский император Николай II и одна из его дочерей Ольга. И не о себе, о своей печальной судьбе их думы – о России, которой предстоит пройти многие испытания.
Вечером, после заката, можно побродить по пустынной площади перед Кремлем, полюбоваться красиво подсвеченными зданиями Тобольского кремля, музея-заповедника, посидеть на скамеечке у появившихся в городе в разных местах скульптур ангелов (их 10) с прикрепленными QR-кодами. Если навести экран смартфона на QR-код, то можно тут же послушать аудиогида о литературе, архитектуре, истории Тобольска. По задумке, ангелы – посредники между Богом и человеком – должны помочь путешественникам влюбиться в первую столицу Сибири, в ее нынешнюю духовную столицу. Это и происходит само собой.
А еще здесь можно побывать на мастер-классах по гончарному делу, плетению (ткачеству) из крапивной нити, увидеть превращение бивня мамонта в произведение искусства. И многое-многое другое, включая расположенный неподалеку от города знаменитый Абалакский мужской монастырь, в котором сочетается религиозный аскетизм с деревянными (восстановленными) сооружениями старинного форпоста.
Тобольск – город, в который хочется вернуться и пить из его полной чаши красоты, истории, познания, не боясь пресыщения. Так что до новой встречи, Тобольск!
Олег Шипицын, фото автора