«Звучит банально и громко, но жизнь прожита не зря»
22 октября Рида Александровна Ступникова отметит почтенный юбилей – 80-летие. На девятом десятке она остается неизменным руководителем Саргатского хора ветеранов «Надежда», членом президиума районного совета ветеранов, активной участницей районных мероприятий.
Ее педагогическая карьера началась в 50-е годы и длилась 45 лет. Учитель, завуч Саргатской средней школы, заведующий районо, завуч Саргатской базовой школы, методист роно, руководитель хора… Рида Александровна внесла большой вклад в развитие образования Саргатского района.
Сегодня она выписывает с десяток газет и журналов, стремится идти в ногу со временем, следит за всеми событиями в стране, регионе, в своем районе… Перечитывает Пушкина, Булгакова…
Накануне юбилея Рида Александровна любезно согласилась дать интервью нашей газете.
– Рида Александровна, Ваша сегодняшняя юбилейная дата, отличается она от предыдущих Ваших жизненных вех по отношению к жизни, к людям, к собственной судьбе? О чем сегодня думается?
– Сегодняшний мой возраст волей-неволей заставляет оглянуться назад. Возникает образ лестницы. По возрасту вступаешь на ступеньку этой лестницы… высокой лестницы, и с этой высоты оглядываешься назад. И оглядываясь, я скажу, может быть, это громко – жизнь прожита не зря.
Многое сумела сделать. Но это давалось непросто. Постоянно в жизни для меня на первом месте была учеба. Я должна была учиться всему, жизни… Такая была поставлена цель перед собой. Но учиться не ради самого процесса учебы, а для того, чтобы быть нужной людям. Отсюда и ответственность перед собой, перед людьми… Я всегда говорю: у меня любимое слово «я прослужила». А по Далю, служить – значит быть нужным людям. И действительно, жизнь моя так сложилась, что я все время служила людям.
– Вы прослужили 45 лет. С чего-то все начиналось… Понятно, что проблемы с выбором профессии у Вас не было – учительская атмосфера в семье не могла не повлиять на Вашу судьбу. Папа, сестра мамы Дарья Ивановна, ваша родная сестра Гера Александровна, двоюродные сестры: Галина, Анна, Мария – все педагоги. А вот становление как учителя когда состоялось? Когда случилась первая ступенька?
– Первая ступенька была – работа в школе. Говорят, у учителя сентябрь может быть первым, а может – третьим и пятым. Не сразу учитель может быть учителем. Но я рада, что у меня сентябрь был первым. Видимо, я попала в такой коллектив, который помог в становлении молодого учителя. В первую очередь, это директор Нижнеиртышской школы, где я проработала три года, Булгаков Матвей Федорович, опытный директор, очень умный, очень добрый, и вместе с тем – требовательный… А в Саргатской школе, где я потом оказалась, – это была завуч Комлева Юлия Михайловна, вот у нее я точно многому научилась, когда сама стала завучем. Они были для меня кумирами.
– А что было Вашими университетами?
– Образование у меня не заканчивалось. Да так, наверное, у любого человека – оно не заканчивается ни школой, ни вузом. И не должно заканчиваться ни в какой срок жизни. Учиться надо всю жизнь. Мои вузы – это 2-годичный учительский институт и заочное обучение в пединституте. А потом – бесконечная учеба, у людей, с которыми была рядом, с которыми работала. И я старалась полученные знания, опыт обязательно передать другим. Наверное, это у меня в крови…
Но основа основ, чему я обязана в жизни в первую очередь, – это моя семья. Папа Александр Калистратович был педагогом, работал в системе районного образования. Это был пример для меня – отдаваться работе. Не менее трудолюбивой была и мама Ефросинья Ивановна – простая женщина, с начальным образованием, но она очень любила книги, очень много читала, ее не пугали огромные тома. И, надо сказать, пристрастие к чтению у меня именно от мамы. Кстати, у меня сохранились некоторые книги – именно те, которые перечитывала мама. Это ведь такая память!
Кроме того, заставила наше поколение повзрослеть раньше времени война. Нашей семьи она коснулась дважды: в 39-м отец был призван на Финскую войну, а в 41-м снова ушел на фронт. У 28-летней мамы осталось четверо детей, и я, 8-летняя, старшая. Тогда, наверное, и начали формироваться и ответственность, и самодисциплина, и самовоспитание на всю жизнь.
– Рида Александровна, а какой период в Вашей службе был самый трудный?
– Наверное, самый сложный период – переход на работу завучем в базовую школу после советско-партийной работы. Мне пришлось много работать над собой в этот период. Ведь начальная школа, начальное образование – это самый ответственный этап. В начальной школе закладываются основы основ, это будущее ребенка. Я это очень хорошо осознавала и пыталась выстроить работу с учителями таким образом, чтобы передать молодым учителям опыт старших, замечательных педагогов, с которыми мне посчастливилось немного поработать, придя в базовую школу. Все, чему сама продолжала обучаться, использовалось в школе. Ведь школа являлась основой нашего педучилища. Поэтому работа с учителями была не просто внутренней, это была работа на будущее. И когда я продолжила работу в роно методистом по начальному обучению – после того, как ушла на пенсию, в 90-х годах, организовала обучение учителей начальных классов всего района на базе базовой школы. И сегодня мне приятно слышать от учителей, что они помнят те семинары и благодарны за это.
– Что для Вас хор ветеранов?
– К концу 90-х я должна была окончательно замкнуться в четырех стенах. Но я не боялась этого, потому что знала, что обязательно найду себя в чем-то… Вот, постепенно вникая в работу ветеранской организации, примкнула к работе хора и в конце концов стала председателем его совета.
Работа с хором – это не только работа с людьми. Мы с руководителем большое значение придаем подбору репертуара, не допускаем, чтобы у нас были песни с пустым смыслом. У нас очень серьезный репертуар сегодня. Потому что мы понимаем, что назначение хора – не просто петь, мы несем свое отношение ко всему: к людям, к природе, к Родине. Песней, исполнением мы должны достучаться до каждой души в зале, отдать частичку своего сердца людям.
Я с таким благоговением отношусь к своему хору! И считаю, что хоровое пение – это жемчужина национальной культуры. Которое непременно нужно сохранить. Рада сегодняшнему телевизионному проекту «Битва хоров». Может быть, от этого проекта у нас оттолкнутся, и где-то появятся ростки организованного хорового пения. Так хочется, чтобы хоровое пение стало модным…
– Рида Александровна, всю жизнь Вы живете в таком активном ритме. Неужели не устаете? Было когда-нибудь ощущение глубокой усталости от работы, моменты разочарования? Да, кстати, говорят, трудоголики долго не живут… Как Вы относитесь к такому суждению?
– Нет, не уставала никогда. Я понимаю, что жизнь – не зрелище и не праздник, это трудное занятие. Для меня работа была лучшим наслаждением в жизни. Если на работе все получается, то мне хорошо. Я уверена, если работать с душой, с полной отдачей – получаешь только радость, только удовлетворение. А когда еще и благодарность чувствуешь за свой труд, то ощущаешь и особый прилив сил! Мне было приятно, работая в роно, видеть какие-то подвижки в районном образовании – когда школы начинали подниматься, был ощутим творческий подъем учителей, росла ответственность директоров школ. Это было приятно. Это были результаты в том числе и моего труда.
Может, нескромно прозвучит, но и две федеральные грамоты, которые я получила как учитель и как заведующий районо, а позднее – значок «Отличник народного просвещения», – это тоже благодарность за труд. И это также давало новый прилив сил, хотелось работать еще лучше. Но это еще и понимание большей ответственности на поприще по формированию личности, высоконравственного человека…
– Сегодня такие формулировки все реже встречаются…
– А ведь это не просто слова. Сегодня их заменили другими выражениями – «работа по развитию людских резервов…» Что это такое придумали?! А на самом деле, нравственное воспитание в стране на нуле. Только школа и остается тем островком, на котором держится еще уровень образования и воспитания.
– Вы об этом часто думаете?
– Очень. Это очень беспокоит меня. Какая сегодня умная, грамотная молодежь! Раньше образование держалось на чем? Бумажная таблица и мел. Сейчас в школах высокие технологии обучения, дети получают великолепные технические знания. Эти бы знания, этот ум направить бы в нужное русло…
…На днях просматривала газеты и записала высказывание Чехова о том, что такое жизнь… Он писал жене: «Ты спрашиваешь, что такое жизнь… это все равно, что спросить: что такое морковка… Морковка она и есть морковка… и больше ничего не известно…» Мне понравились эти слова. Жизнь складывается из спектра цветов. Так же? Легкости никогда не бывает. И чем труднее – тем интереснее.
– Вы это давно поняли?
– Я это очень даже давно поняла. Само слово «труд» – однокоренное слову «трудность». Налегке никогда ничего не бывает… Оглядываясь назад, несмотря на то, что сложностей в жизни у меня встречалось немало, говорю все равно: жизнь – штука интересная.
Международная организация здравоохранения классифицирует возраст так: сначала – пенсионный возраст, с 75 лет – начало старости, а уже к 90 годам – долголетие. Так что, мой сегодняшний возраст – это переход к старости, то есть я на пути к старости.
– А по духу?
– А по духу… Да, самое главное, чтоб душа была молода. Если душа молода, то 60 и более – это еще не осень жизни, а бархатный сезон. У академика Петровского есть такое наблюдение: «Если у человека сохраняется мозговая деятельность, то значит, ему легко оглядываться назад и вспоминать прошлое, и с интересом смотреть в будущее…» Вот я с интересом буду смотреть в будущее.
– Рида Александровна, спасибо Вам большое за интервью. За интересные мысли, наблюдения, которыми Вы поделились с нами. Долголетия Вам и молодости души!
Записала Ольга Шипицына, фото автора