Долги, которых не было

Концовка июля выдалась для саргатских пользователей природным газом очень жаркой. Не в температурном смысле – это привычно,  а в том смысле, что многих «газовых» абонентов в жар бросило. В квитанциях, которые саргатчане  получили для оплаты за пользование природным газом за июль, значились долги. Да еще какие!

Редакция газеты разбиралась с ситуацией по просьбе наших читателей.

К нам в редакцию позвонил Ю.С. Горбатко, житель ул. Спортивная р.п. Саргатское, наш постоянный читатель и очень неравнодушный человек, он был возмущен и раздосадован. Сначала позвонил, а потом и сам пришел. И принес с собой квитанции об оплате за газ, свои и нескольких соседей. Все квитанции с долгами: Лагаев С.Н. – долг 1800 рублей, Самойленко А.А. – 871 рубль, Темерева Г.А. – 1847 рублей. И все они – добросовестные плательщики.

– В нашей квитанции долг в 1450 рублей, – говорит Юрий Сергеевич. – Коммунальные услуги, в том числе и пользование природным газом, оплачивает Лидия Яковлевна, моя супруга, и за июнь она расплатилась. А тут черным по белому –  долг. Как такое могло произойти?  Пытался я дозвониться по телефону, указанному в квитанции. Бился, бился – ничего не добился. Ближайший  к нам участок «Газпром межрегионгаз Омск» в п. Любино – не наездишься.  А головной офис – в Омске. Знаю, что Саргатке есть  контролер любинского участка  «Газпром межрегионгаз Омск», но он принимает только по средам. Мне посчастливилось заполучить его телефонный номер, дозвониться и разобраться с этими долгами. Как выяснилось, никакого реального долга у нас нет – у нашей семьи обнаружилась даже переплата в 490 рублей, у Самойленко – тоже, а у Темеревой и Лагаева задолженность немногим более 200 рублей – обыкновенная текущая задолженность. 

Задела Юрия Сергеевича и необходимость сообщать показания газового счетчика либо через  сайт «Газпром межрегионгаз Омск», либо СМСкой по телефону или передавать по сложному номеру телефона с кодом и добавочными номерами, с роботом-автоответчиком. Этого с недавнего времени требует поставщик услуги.

 – Ну да, пенсионерам, не разбирающимся в цифровых технологиях, порою плохо видящим, нужно осваивать гаджеты, смартфоны, компьютеры…  Но ведь мы, когда оплачиваем за газ, сообщаем конечные показания счетчика. Что еще надо? – искренне недоумевал он. – Нет, чтобы людям жизнь облегчить, так всячески ее затрудняют…

Но не только потребители природного газа  с улицы Спортивной  получили квитанции с долгами за газ. Таковых было десятки, если не сотни человек по Саргатскому району (в районе более 4 тысяч потребителей природного газа). И большинству из них не удалось дозвониться до любинского участка, к которому приписаны саргатские абоненты. Значит, надо идти к контролеру – Александру Николаевичу Дятлову. Хотя он ведь контролер, и его дело  – ходить по домам и сверять показания, реальные и те, что значатся в квитанциях, проверять сохранность пломбы на газовом счетчике, отключать газ за долгую неуплату… Большинство людей его и в глаза не видели, потому что он ходит в основном к тем пользователям, у которых есть задолженности или есть подозрения в расхождении оплаты и показаний счетчика.  Вот и предстояло саргатчанам с ним познакомиться. Полной ставки специалисту почему-то в «Газпроме» не нашлось,  он работает только с 9 до 13 часов. И принимает только в среду до обеда.

Прием посетителей у него с 9 часов, а народ уже с раннего утра занял очередь на саргатском крытом рынке, где принимает абонентов контролер. В очереди стояли более 25 человек.  Именно стояли, потому что сидеть было негде, это ведь отдел рынка, где торгуют мясной продукцией. А народ все прибывал…

– Коронавирус, меры предосторожности,  а здесь собрали столько народу.  Никаких удобств, никакого уважения к людям, к возрасту, – негодовала Надежда Андреевна Нагибина, – а ведь много людей пожилых, пришедших с палочками и костыликами. Хотя в квитанции пишут: «Уважаемые абоненты…»

– Ладно бы просто вписали долг, – Валентина Дмитриевна Гнилозубова потрясла квитанцией с красным штемпелем (долг у платящей регулярно пенсионерки значился в 12 259 рублей, последняя оплата, как явствует из квитанции, сделана 1 июля за потребление газа в июне), а то ведь печать  поставили «Рассматривается подача в суд»… Меня аж всю заколотило, давление так и скакануло под двести. Так недолго и до инфаркта… Откуда  взялась такая сумма – будто я весь год не платила? – недоумевала женщина. – Но все квитанции у меня есть, все честь по чести уплачено.

– Дозвониться до их конторы невозможно, я тоже платил вовремя, и за двадцать дней долг набежал до 1130 рублей, – вторил женщинам Александр Федорович Волошин. – И почему у нас газ снова подорожал (а это же энергоноситель, с него начинается рост цен на все остальное)?..

Отвлекать контролера в такой момент на разговоры с журналистом, когда такая очередь, – подогревать  и без того подогретых, взволнованных ситуацией людей  я не стал, однако лишь только на минутку заглянул в кабинет Александра Николаевича (правильнее было бы назвать кабинет закутком). Анна Васильевна Тришкина пришла с такой же бедою: у нее в абонентской квитанции стояли  сумма долга в 9 тысяч рублей и тот же штемпель «Уплатите долг. Готовится подача в суд».  Женщина достала квитанции за год, в том числе и последнюю – с оплатой за июнь. Александр Николаевич посмотрел документы, позвонил в любинский пункт. Дозвонился довольно быстро. И все – долг растаял, как дым… 

У меня возникло подозрение, что он звонил по какому-то другому служебному телефону, а не по тому, что указан в квитанции. Александр Николаевич отверг мои домыслы и попытался на моих глазах набрать этот же самый номер – не получилось. Наверное, слишком много людей, несправедливо обиженных, звонили в любинский участок.

В ту среду, это было 29 июля, контролер принял более 70 посетителей. Некоторые пришли по поводу замены счетчика, перерегистрации газового оборудования на другого собственника. Но подавляющее большинство пришло разбираться с долгами.

С А.Н. Дятловым я пообщался позднее.

 – И до этого мне приходилось разбираться по поводу образовавшихся долгов, но такого массового наплыва посетителей не было никогда, – говорит он. – Дело в том, что присланные квитанции – неважно, откуда они пришли: с банка, почты, с вашего компьютера, телефона,  – обрабатывает компьютер компании. Вы платите за прошедший месяц, а он, если нет присланных показаний за текущий месяц, насчитывает  вам задолженность по усредненному нормативу по Омской области. Вот и получается небольшой долг.  Возможно и  другое происхождение долгов: невнимательность абонента при заполнении квитанции или того, кто принимает вашу плату за газ. Относительно свежий пример. Жительница с улицы Восточной  р.п. Саргатское обратилась по поводу образовавшегося долга в 2500 рублей. Стали разбираться: у нее лицевой счет 9002560, а оператор почты отправил ее оплату на счет 9002569. Вот и получилась задолженность. Или вот другой недавний случай:  у абонента обнаружился долг в 545 рублей. Он пишет конечные показания одни, а в следующий раз, оформляя квитанцию, почему-то в начальные показания вписывает не последнюю цифру, а на 100 больше. Вот и получается недоплата примерно за эти 100 кубов – это и есть образовавшийся долг в 454 рубля… Нужно быть предельно внимательным, когда платите за газ. Проверяйте и смотрите квитанции после оформления их в банке и на почте – людям свойственно ошибаться. Рассчитывайтесь вовремя до 10-го числа каждого месяца, отправляйте показания газового счетчика до 20-го числа каждого месяца, храните квитанции с оплатой – это главный документ, который подтверждает вашу оплату и позволяет разобраться с причиной долга.  И еще: даже если у вас образовались  реальные долги, газ у вас не отключат сразу, без предупреждения, сначала я выпишу уведомление, в котором напомню о необходимости погасить долги. И если в течение 20 дней оплаты не будет, только тогда подача газа будет прекращена.

Но такие массовые долги образовались не по вине пользователей природным газом и не по вине операторов банка или почты. Да, людям свойственно ошибаться. Но и компьютеры, выполняющие миллионы операций в минимум времени, в том числе и считывающие квитанции людей, способны делать ошибки: какой-то системный сбой, пойманный «вирус» – и выдаваемые цифры  будут искажать картину оплаты. Скорее всего, так и получилось. Но ведь проверить вручную, что насчитала бездушная машина, можно было, хотя бы в тех случаях, когда у «уважаемого абонента» появились ни с того ни  с сего долги свыше 10 тысяч рублей.

В любинском филиале «Газпром межрегионгаз Омск» комментировать происходящее отказались: мол, делайте официальный запрос в головную компанию и получите официальный ответ. А ведь могли бы, пользуясь трибуной газеты, принести извинения за доставленные людям тревоги. И ведь не только в Саргатском районе это случилось, но и во многих других районах Омской области, где используется природный газ. 

Не удивлюсь, если саргатские пользователи природным газом обратятся с исковым заявлением в мировой суд о взыскании с «Газпром межрегионгаз Омск» суммы за моральный ущерб.ф

Олег ШИПИЦЫН, фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *