Александр Письменнов, директор ООО «Стройсервис»: «Мы радеем за чистоту»
Наверное, сложно отыскать такого человека, кто был бы доволен запущенной в апреле прошлого года системой обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). И не продумана она была, не подготовлена, и оплата была взята откуда-то с потолка, опирающаяся на норматив 6 литров ТКО с человека в сутки, которого не производит ни один сельский житель. Сбор мусора начался в самой Саргатке, потом контейнеры появились в Верблюжье, Нижнем Иртыше, Увальной Битие, других населенных пунктах вдоль автотрассы Омск-Тара, сегодня мусоровозы едут и в Баженово, Новотроицк. Мы привыкаем пользоваться контейнерами, к помешочному сбору мусора. Занимается сбором ТКО у нас саргатское предприятие – ООО «Стройсервис». Его директору Александру Александровичу Письменнову есть что сказать саргатчанам.
– Александр Александрович, как организована работа на вашем предприятии? Какими ресурсами вы располагаете?
– Наше ООО «Стройсервис» – лицензированный возчик, имеющий лицензию для перевозки твердых коммунальных отходов. Мы занимаемся вывозом мусора из контейнеров по району и его помешочным сбором в р.п. Саргатское по установленному графику. Используем свой транспорт: спецмашины ООО «Стройсервис» на базе автомобилей ГАЗ, КамАЗ и МАЗ. Хочу обратить внимание саргатчан вот на какой момент: некоторые жители продолжают ждать трактор с телегой, хотя он по улицам давным-давно не ходит (трактор для помешочного сбора какое-то время предоставляло МУП «Благоустройство» Саргатского городского поселения). Второй момент. Помешочным сбором мусора мы занимаемся в послеобеденное время, с 14 часов, но на практике получается – с 14.30 или даже с 15 часов. Но не может же машина приехать ко всем одновременно. Бывает, на одной улице набирается столько мусора, что мусоросборщик вынужден ехать на свалку, чтобы выгрузить собранное. На это нужно время. Не надо волноваться по этому поводу – машина подойдет позднее. Сбор идет и в восьмом часу вечера. Практически ни разу не было такого, чтобы мы сорвали график. Третий момент. По идее, мы вывозим твердые коммунальные отходы, как и оговорено Законом об обращении с ТКО. Понятное дело, что у людей скапливаются и пищевые остатки, скошенная трава, ботва, ветки, какие-то отходы с личного подсобного хозяйства. Мы такое загружать не должны, но готовы пойти навстречу, забрать и это, тем более, что место в машине есть. Но вы, уважаемые саргатчане, тоже пойдите нам навстречу и помогите забросить в машину ваш груз. Или упакуйте его в подъемные полиэтиленовые пакеты. А то скосит человек во дворе или возле усадьбы траву, сгребет, набьет ею целлофановый мешок до отказа, так, что завязать невозможно: при подъеме такая хлипкая тара разрывается, и все высыпается. Или используются картонные коробки, доверху груженые мусором: нашему грузчику поднять такое не под силу. Еще одна просьба: пакеты с мусором выставлять ближе к обочине, чтобы их легко можно было заметить и не пропустить.
– К вам часто обращаются саргатчане с вопросами по сбору ТКО?
– Я – руководитель «Стройсервиса», мой телефон сегодня знает, наверное, пол Саргатки. Пусть его знает и весь район, вот он: 8-908-100-19-79, я всегда открыт для диалога. Наш офис находится в здании Ростелекома по улице Октябрьской (для тех, кто забыл расписание мешочного сбора мусора, оно распечатано на двери нашего офиса). Всегда можно мне позвонить и напрямую выяснить те или иные вопросы, прояснить ту или иную ситуацию, пожаловаться, наконец. Бывают заминки, техника ломается, но это все решаемо. Досадно, когда если что-то у нас не получилось, тут же находятся «репортеры», которые снимут ролик или фотографию, выставят в социальных сетях «Одноклассники» или «ВКонтакте», выплеснут свои эмоции, не попытавшись разобраться в ситуации… Зачем? Мы ведь тоже радеем за чистоту нашего поселка, за чистоту нашего района. Какие-то огрехи, недоразумения, конечно, бывают, но все поправимо.
– В каких населенных пунктах вы сейчас собираете ТКО?
– У нас два маршрута: один – в села и деревни, расположенные вдоль саргатского участка автотрассы Омск-Тара, от Верблюжья до Черноозерья. Это очень большой путь. Когда водитель заезжает в гараж, у него на счетчике цифра под 300 километров и за 300. Жители района постепенно привыкают к такой системе сбора мусора и пользуются контейнерами все охотнее. Когда мы начинали год назад сбор мусора по Верблюжью, Нижнему Иртышу и Увальной Битие, то и одна машина не заполнялась. Теперь надо три-четыре рейса сделать с заездом на саргатскую свалку, то есть собрать часть ТКО, разгрузиться и снова вернуться на маршрут. Второй путь у нас – на Баженово, Десподзиновку, Новотроицк.
Мусора становится с каждым разом все больше и больше. Это и понятно: раз взимают плату за обращение с ТКО, то человек должен пользоваться контейнерами. И это правильно. Но обратите внимание: мы должны опорожнять содержимое контейнеров, а не собирать то, что лежит возле них. Некоторые граждане приезжают на легковых автомобилях с прицепом и вываливают его содержимое у контейнеров… Был случай, когда на Кооперативной в Саргатке (возле магазина «Вдохновение») кто-то привез тракторную телегу мусора и вывалил его. Кому от этого стало лучше? Жителям улицы, нам, администрации городского поселения? Мы были вынуждены обратиться к главе поселения Надежде Ефимовне Изотенко, и она отправила на уборку этого мусора работников МУП «Благоустройство». Вообще с властью Саргатского городского поселения у нас тесный контакт.
– Пока выпадают из системы сбора ТКО Хохловское сельское поселение, Щербакинское, некоторые деревни других поселений…
– Наша техника и так работает на разрыв, работаем шесть раз в неделю, выходной – только в воскресенье. Со временем бытовые отходы будут вывозиться и оттуда. В идеале: свалок в поселениях не должно быть, они должны быть закрыты, а весь мусор вывозиться под Саргатку.
– Александр Александрович, система обращения с ТКО подразумевает не только сбор мусора и вывоз до свалки, но и его сортировку, переработку, утилизацию. Ведь, согласитесь, ненормально, когда в одну кучу вываливаются съестные отходы, органика с подворий, стеклотара, пластиковые бутылки из-под питья и емкости из-под бытовой химии, косметики, пакеты, металлические банки, бумага…
– Нашу саргатскую свалку нельзя даже назвать местом временного накопления ТКО и уж тем более полигоном. В сельских районах Омской области полигон существует только в Называевском районе, у него есть твердое основание и крыша. Чтобы создать такое, нужны очень большие средства. Но в любом случае свалке нужен хозяин, чтобы ее облагородить, содержать. У нас же она сейчас бесхозная. Граждане, индивидуальные предприниматели на машинах привозят сюда бытовые отходы и вываливают, как попало, поближе к началу свалки, заваливая дорогу, которая ведет вглубь. Приходит наш мусоровоз – ему и не разгрузиться. Опять же, пожары. А поджигают мусор те, кто пытается извлечь из него цветной металлолом… Северный ветер гонит выделяющийся при горении ТКО токсичный газ в сторону поселка. Какая уж тут экология?.. Поэтому говорить о раздельном сборе мусора или его сортировке сейчас бессмысленно. Ближайший этап в обращении с ТКО – это появление собственника свалки, подразумевающее ее обустройство, охрану, поддержание элементарного порядка. И превращение ее в место временного хранения ТКО. Отсюда спрессованный мусор должен перевозиться на полигон, где его отсортируют, что-то отправят на переработку, что-то на утилизацию, захоронение. Как скоро заработает такая схема, неизвестно.
На мой взгляд, система обращения с ТКО только-только на пути становления, еще все сыро и не очень продуманно. Вот возьмите контейнерные площадки, что построены в сельских поселениях. Над ними смонтированы крыши, но манипулятор спецавтомашины не способен захватить из-за этого контейнер напрямую. Значит, надо выкатить баки (они на колесиках). А куда выкатить, когда площадка представляет собой одну бетонную плиту, а дальше колесики его застрянут в грунте? Поэтому ставим емкости вне контейнерной площадки – и так работаем.
Какие дороги у нас – общеизвестно. Не всегда и не везде есть подъездные пути к контейнерным площадкам или одиночным бакам, стоящим вне площадок. Это сейчас стоит сушь, и всюду можно подъехать. А когда распутица, жители некоторых улиц просят не заезжать к ним за мусором – не портить и без того не очень качественную грунтовую дорогу. Стараемся не разрушать их, указание нашим водителям – не лезть в грязь. Если застрянет наш спецтранспорт, то чем потом его вызволять? Как-то был случай: недалеко от саргатского РЭС наш КамАЗ застрял, так его вытаскивать помогали и дорожники, и МЧС. Экскаватор поддерживал через трос автомобиль, чтобы он не перевернулся, а УРАЛ и грейдер его тянули. Вездеходов у нас пока нет, чем богаты, тем и рады.
Подготовил Олег Шипицын