Пожар в автомобиле. Профилактика пожарной безопасности
Пожар на автомобильном транспорте
Огню свойственно уничтожать практически все, к чему он прикоснулся. Под воздействием огня автомобиль выгорит полностью за 4 – 6 минут. На глазах у водителя машина превратится в груду обуглившегося железа. В автомобиле находится много горючих веществ и материалов – газы и жидкости, материалы в отделке салона, тепло- и звукоизоляционные материалы. Затрудняет тушение пожара едкий дым, из-за которого трудно определить место воспламенения.
Памятка автовладельцу для предотвращения пожара в автомобиле:
• Следите за состоянием автомобиля, проверяйте качество электропроводки;
• Держите в машине огнетушитель в доступном для себя месте;
• Не храните в гараже более 20 л бензина и 5 л масла;
• Не загромождайте гараж старыми вещами, мебелью;
• Не проводите в гараже электросварочные и покрасочные работы;
• В гараже не промывайте детали бензином или растворителями;
• Не курите и не пользуйтесь открытым огнем в гараже;
• Держите в гараже огнетушитель и ящик с песком.
Пожар в автомобиле: причины возникновения
Эффективность мероприятий в борьбе с горящим автомобилем зависит от понимания причин, вызывающих возгорание. Зная возможные очаги воспламенения автомашины, можно избежать критической ситуации.
Утечка топлива и горючих жидкостей. Если в салоне чувствуется запах бензина, нужно найти и ликвидировать неисправность. Следует проверить уплотнитель впускного коллектора, прокладку головки блока, из-за повреждения которых начинает подтекать горючая жидкость. Нагрев двигателя или искра могут вызвать воспламенение. Опасность представляют и поврежденный корпус фильтра, и наличие трещин в соединительных трубках.
Повреждение шлангов вызывает протекание топлива, моторного масла и горючих жидкостей. Все они могут загореться от единственной искры.
В машинах с газовым оборудованием вероятность воспламенений увеличивается. Любой дефект фильтра, поврежденная мембрана испарителя, трубки, расположенные возле редуктора или форсунки ведет к утечке газа. Неграмотная настройка оборудования нарушает пропорции топливной смеси, в результате чего возникает перегрев мотора и выхлопной системы.
Электрооборудование является второй по значимости причиной внезапных пожаров в автомобиле. Длина всех проводов в автомобиле составляет сотни метров. Они расположены по всему корпусу автомобиля: под капотом, в конструкции дверей, под полом. Везде много быстро воспламеняющихся материалов. Нарушенная изоляция вызывает искрение,
образует оголенные участки проводов, которые и являются причиной короткого замыкания. В большинстве случаев этому предшествуют сбои в электронной системе машины, и внезапные разрядки аккумулятора.
Аккумулятор сам может стать источником взрывоопасного газа в моторном отсеке, представляющего угрозу рядом с поврежденной электропроводкой. При этом пламя может возникнуть в любой части автомобиля. Профилактические мероприятия заключаются в диагностике, смазке контактов и уходе за клеммами аккумулятора.
Оборудование автомашины дополнительными устройствами с большим энергопотреблением, такими как подогрев сидений, увеличивают нагрузку на проводку. Провода начинают греться, что отражается на изоляции. Если же проводку расположить недалеко от двигателя, выхлопной, либо охлаждающей системы, она может воспламениться от перегрева.
Перегрев двигателя повышает температуру масла и охлаждающей жидкости. При значительно увеличенных нагрузках двигателя масло нагревается, меняет свои свойства и начинается процесс просачивания через швы и соединения. От контакта с раскаленным цилиндром жидкость сразу воспламеняется. В жаркую погоду желательно полностью не заправлять бензобак. Правильнее немного не доливать бензин в бак, так как при высокой температуре топливо расширяется.
Перегрев нейтрализатора выхлопной системы. При нарушении работы двигателя догорание горючей смеси происходит в нейтрализаторе, в выхлопных газах увеличивается концентрация токсичных веществ, увеличивается нагрузка на фильтр-нейтрализатор. Температура в выхлопной системе повышается. Перегрев может вызвать пожар в автомобиле.
Брак изготовителя может быть разовой оплошностью или конструктивным просчетом. Недоработки не станут причиной возгорания, но могут создать предпосылки.
Авария. Машины сконструированы так, что металл должен воспринимать удар на себя. Но иногда такая защита не срабатывает. Сильный удар может вызвать утечку жидкости, повышение температуры и сильное задымление, что приведет к возгоранию. Даже при внешних небольших повреждениях удар может отразиться на цельности проводки или топливного шланга.
Умышленный поджог имеет различные цели: отомстить, смошенничать на страховке или просто похулиганить. Спастись от него поможет только усиленная охрана.
Незатушенная сигарета, выброшенная через окно передней двери, может залететь в открытое окно задней двери той же автомашины, или машины, идущей сзади. Оставленный в салоне окурок может прожечь обивку, а может спалить автомобиль.
Безответственность водителя также часто является причиной пожара в автомобиле. Бумага, тряпки, канистры с горючим содержимым, оставленные под капотом, мгновенно воспламеняются при соприкосновении с горячим двигателем.
Автомобильный огнетушитель как средство для ликвидации возгораний
Оставляя свой автотранспорт без присмотра, проанализируйте обстановку. Стоящий близко автомобиль или бак с мусором представляют угрозу в случае их возгорания. Пятно разлитого масла или бензина станут причиной пожара в машине, если на них попадет открытый огонь.
При первых признаках возгорания во время движения, нужно сразу остановиться, выключить двигатель и зафиксировать машину ручным тормозом. Забрать документы и вывести пассажиров. Определить очаг пожара в автомобиле, осторожно открыв капот. Если огонь на бензобаке – быстро отойти, потому что возможен взрыв.
Вызвав пожарную службу, приступать к тушению пожара в автомобиле с помощью имеющихся средств: автомобильного огнетушителя, плотных покрывал, песка.
Угарный газ. Признаки отравления угарным газом.
Первая помощь при отравлении.
Угарный газ представляет химческий элемент, который является результатом горения. Он присутствует в атмосфере, допустимая норма которого составляет – 0,04%. Превышение данного показателя, например, в крупных городах, может стать причиной ухудшения состояния здоровья. Длительное нахождение в здании, где концентрация газа значительно превышена – повышает вероятность летального исхода.
Принцип воздействия угарного газа на организм
При вдыхании воздуха, где присутствует данный газ в количестве, которое существенно превышает допустимую норму, происходит остановка работы клеток крови – гемоглобина. Их основная функция состоит в транспортировке кислорода в организме. Длительное вдыхание угарного газа существенно замедляет работу данных клеток. В результате – человек испытывает недостаток чистого кислорода.
Это проявляется в головокружении, головной боли, сухом кашле, повышении артериального давления (легкое отравление при концентрации до 0,08%), а также возможно появление сильного шума в ушах и сонливости (отравление средней тяжести – до 0,3%). Как правило, в таких ситуациях человек теряет сознание. Если ему ‘не оказана помощь, то при повышении концентрации угарного газа в помещении до 1,2% наступает летальный исход в течение 1 минуты вдыхания СО.
Особенности оказания первой помощи
Угарный газ особенно опасен в замкнутых пространствах. Один из основных источников его распространения – работа двигателей внутреннего сгорания автомобилей, попадание в атмосферу в результате работы промышленных предприятий, а также при возгорании сооружений. Таким образом, процедура оказания первой помощи условно подразделяется на 2 этапа:
• Совершение первичных действий в очаге поражения. Если нет возможности вынести человека из зоны воздействия угарного газа, то на него надевается противогаз, который оборудован гопкалитовым патроном. Время действия фильтрующего эффекта зависит от общего показателя концентрации газа, однако оно не может превышать 2-х минут. За этот период человек должен быть эвакуирован из зоны распространения СО.
• Первая помощь вне очага действия газа. При транспортировке человека в среду, в которой количество СО находится в допустимом диапазоне, с него снимается противогаз, а также удаляется стесняющая дыхание одежда. После этого принимаются меры по нормализации уровня кислорода в организме. Если речь идет о современных методах лечения, то применяется кислородная терапия при использовании специализированного оборудования – барокамер. При их отсутствии человеку дается кислород, и совершаются действия по повышению температуры его тела. Для ускорения реабилитации пострадавшего необходимо облучать кварцевой лампой. Такой подход способствует распаду карбоксигемоглобина, который представляет собой ключевую составляющую СО.
• Первая помощь при потере сознания и отсутствии дыхания. В таком случае принимаются меры по искусственной вентиляции легких. Используются ручные дыхательные приборы. В ряде случаев длительное вдыхание угарного газа может стать причиной прогрессивности сердечной недостаточности. В таком случае подкожно вводится 1 мл кордиамина и аналогичная дозировка раствора кофеина.
На данном этапе дальнейшее оказание первой помощи не принесет видимых результатов. Пострадавший должен быть эвакуирован в ближайшее лечебное заведение. В профилактических мерах человеку, подвергшемуся влиянию чрезмерного количества СО, назначаются антибиотики. Это снизит риск развития воспалительных процессов дыхательных путей и прогрессирования хронического бронхита/пневмонии.
С.Ю. Суппес, государственный инспектор Саргатского района по пожарному надзору