«Хорошо там, где… мы»
Корреспондент нашей газеты Олег Шипицын как победитель межрегионального журналистского конкурса «СибирьПРО» побывал в пресс-туре на главных объектах Новосибирской и Кемеровской областей, заглянул в иную жизнь, которая течет с нами по соседству.
Продолжение. Начало
в № 44 от 9 ноября и № 45 от 16 ноября
КАО «Азот» – опасно-безопасная зона
Продолжаем путешествие по Сибири. Следующая остановка нашей пишущей-снимающей братии – столица Кузбасса город Кемерово. Происхождение его названия от тюркского слова «кемер» – обрыв, утес. Так вот на утесе, глядящем в реку Томь, красуется на въезде в город аршинными буквами надпись «КУЗБАСС» – так же, как на горе американского Лос-Анджелеса начертано HOLLYWOOD. Только в отличие от Голливуда полумиллионный Кемерово (по данным переписи 2017 года, в нем проживает 558 тысяч жителей) – город шахтерский, рабочий. На его гербе изображена реторта (стеклянная колба с отведенным в сторону узким горлышком) – сосуд для разных химических реакций. В городской черте не только добывается уголь (поэтому нижняя часть герба затушевана черным – символом черного золота), но и хорошо развита химическая индустрия. Между прочим, несмотря на такое опасное соседство, Кемерово входит в десятку лучших городов России по качеству жизни. Нам, сибирским журналистам, была оказана честь побывать на кемеровском предприятии «Азот» – флагмане химической промышленности области, крупнейшем за Уралом производителе минеральных удобрений. И не только удобрений.
До посещения «Азота» у меня было мнение, что из поверженной Германии вывозили ценности только генералитет и высшее командование советских войск. Но это далеко не так. Вывозились целые заводы и фабрики: решение о возмещении ущерба, причиненного Германией странам антигитлеровской коалиции, принималось на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. В этом же году в Кемерово прибыло 2 тысячи вагонов с немецким химическим оборудованием. По распоряжению Совета народных комиссаров СССР здесь началось создание химического комбината. Более 11 лет длился нулевой цикл: монтировались цеха, железнодорожные пути, складские помещения, готовились квалифицированные кадры. И в ноябре 1956 года была выдана на-гора первая продукция. Это были амины – вещества для производства пластмасс, удобрений, синтетических тканей типа капрона. Как сказала представитель заводской газеты (здесь даже собственная газета имеется) «За большую химию», благодаря Новокемеровскому химкомбинату (прежнее название «Азота») советские женщины оделись в капроновые колготки. И к освоению космоса комбинат тоже причастен: амин – один из компонентов ракетного топлива. Потом на комбинате началась модернизация, и с 1959 по 1973 год это была всесоюзная комсомольская и областная стройка, о чем свидетельствует комсомольский значок на мраморной доске у проходной.
И вот мы идем по предприятию… Скорее уж, мини-городу площадью более 310 гектаров, по которому курсируют поезда, составленные из цистерн для жидкой продукции, вагонов для сыпучих грузов, автобусы перевозят работников (и велосипеды как вид транспорта здесь тоже в почете). 659 объектов разбросаны по его территории. Есть собственная поликлиника, в которой наблюдают за здоровьем 5,8 тысячи работников.
В основе производства – промышленная установка немецкого ученого Фрица Гарбера, придумавшего в 1909 году способ получать при высокой температуре и под большим давлением в присутствии катализатора аммиак – резко пахнущее соединение молекул азота и водорода (NH4). Селянам, владельцам личных подворий, работникам животноводческих ферм это вещество, выделяющееся при разложении навоза, очень даже знакомо. Азот берется из воздуха, сырьем для водорода раньше служил обогащенный уголь, теперь – природный газ.
Начальник производственного отдела Сергей Кондратьев показывает нам огромные колонки-ректификаторы по производству водорода и аммиака. Таких стальных башен здесь очень много. Все опоясано, связано между собой сотнями металлических труб. Если сложить все длины трубопроводов, соединяющих установки, цеха-здания, наверное, можно опоясать земной шар…
Продукция «Азота» очень разнообразна, начиная с азотных удобрений, самые известные из которых – аммиачная селитра (выпускается 1 миллион тонн в год) и карбамид, по-другому – мочевина (производится 600 тысяч тонн), для подкормки растений азотом на полях сельхозпредприятий и личных подворий, и заканчивая сульфатом аммония и жидким аммиаком. Удобрения, конечно, недешевы, поскольку производство их очень энергозатратно. 17-18 тысяч рублей стоит тонна аммиачной селитры в Омской области. В Саргатском районе, например, минеральные удобрения применяют только в картофелеводческих хозяйствах (без этого не получить обильного урожая), а в зерновых хозяйствах использовали «минералку» в этом году только три КФХ: Владимира Луговика, Вячеслава Белимова и Евгения Шабанова. Хотя мечтают о ней многие: она дает прибавку урожайности до 30 процентов.
Устойчивый интерес к удобрениям КАО «Азот» за границей: его продукция экспортируется в 37 стран мира.
Еше «Азот» выпускает адипиновую кислоту, необходимую для производства синтетических тканей, капролактам, служащий для получения полиамида – мягкой, износостойкой ткани, эмульгаторы – для смешивания несмешиваемых веществ (для изготовления промышленных масел и косметики), кальцинированную соду для металлургии и нефтедобывающей отрасли, основу для эмульсионных взрывчатых веществ, совершенно безопасных при транспортировке.
Устаревшие мощности выводятся из эксплуатации. Нас завели в «мертвый» цех огромных компрессорных установок, используемых при производстве аммиака. Это те самые стальные монстры немецкого производства, пришедшие по репарации. Рядом с ними лежат ключи, которыми разбирают эти агрегаты. Тележурналист из Забайкалья Елена Хзанян поставила в его рожок свой сапожок. Ничего себе ключик – 460 размера!
Одновременно реализуются проекты по модернизации предприятия, оснащению самым современным технологическим оборудованием в мире.
У начальника производственного отдела в руках индивидуальный дыхательный фильтр. В случае появления неприятного запаха надо его надеть и идти в специальное укрытие.
– Насколько опасно это производство для горожан, для самих работников? – спросил я.
– За долгие годы работы я ни разу не воспользовался этим фильтром, – ответил Сергей Александрович.
В прошлом году «Азот» 750 миллионов рублей вложил в экологические программы: на очистку сточных вод, а в дальнейшем планируется перейти к замкнутому водному циклу, очистку воздуха (на 220 тонн уменьшены выбросы в атмосферу), посадку нескольких тысяч деревьев. Уже в этом году в притоки реки Томь выпущено полмиллиона мальков хариуса и тайменя. Это единственное предприятие в области, которое занимается зарыблением водоемов в качестве благотворительности.
КАО «Азот» – это гордость Кемеровской области, гордость Сибири.
Продолжение следует