Основные положения проекта федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Как известно, Правительством проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Основные положения законопроекта.
- Предусматривается установление нормативного пенсионного возраста на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Тем самым предполагается повышение возраста для мужчин на 5 лет, а для женщин на 8 лет, но сохраняется дифференциация возраста по признаку пола.
- В этой связи также повышается возраст, по достижении которого назначается пенсия по случаю пенсии кормильца родителям и супругам умершего кормильца, а также его дедушке или бабушке.
- Устанавливается новый пенсионный возраст и для северян. Также предусматривается его повышение на 5 лет для мужчин и 8 лет для женщин. Но сама по себе эта льгота остается, стажевые требования для северян не меняются.
- Затронет изменение условий пенсионного обеспечения также педагогов, медиков и творческих работников, пенсия которым в настоящее время назначается с учетом соответствующей продолжительность профессиональной деятельности по общему правилу без требования достижения какого-либо возраста. Для них предусматривается введение отложенного срока выхода на пенсию при выработке выслуги лет на 8 лет. Но сама по себе выслуга лет не увеличивается. Например, если педагогом выработан требуемый стаж в 2024 г., то пенсия ему будет назначена через 6 лет (2030) год.
Произойдет это повышение не сразу, предусматривается переходный период.
В целях установления разумного переходного периода для адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения, для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также в целях обеспечения правовой определенности законопроектом предусмотрен постепенный, плавный переход к предлагаемому возрасту – по году в год. Так, Федеральный закон
№ 400-ФЗ дополнен новым приложением 6, устанавливающим переходные положения, согласно которым возраст увеличивается постепенно – ежегодно на 12 месяцев начиная с 2019 года.
Фактически переходный период для мужчин составит 9 лет, на пенсию в возрасте 65 лет выйдут мужчины 1963 года рождения в 2028 году (и так далее). А для женщин переходный период закончится только в 2034 году. На пенсию в возрасте 63 лет начнут выходить женщины 1971 года рождения, произойдет это в 2034 году (и так далее).
!!! В законопроекте есть гарантийная норма для лиц, которые достигают в соответствующем году пенсионного возраста, но при этом не выработали необходимого стажа или величины ИПК, им всегда сохраняется тот возраст, который полагается лицам их года рождения. Например, для мужчин 1960 года рождения пенсионный возраст в любом случае не будет выше 62 лет. Это сделано для того, чтобы лица могли реализовать право на пенсию после выработки стажа.
“Приложение 6
к Федеральному закону
“О страховых пенсиях”
Возраст для назначения страховой пенсии в соответствии
с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10,
пунктом 21 части 1 статьи 30 (в отношении лиц, страховая
пенсия по старости которым устанавливается по достижении
ими соответствующего возраста) и пунктом 6 части 1 статьи 32
Федерального закона “О страховых пенсиях”
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию | ||
Год <*> | Мужчины | Женщины |
2019 | V<**> + 12 месяцев | V + 12 месяцев |
2020 | V + 24 месяца | V + 24 месяца |
2021 | V + 36 месяцев | V + 36 месяцев |
2022 | V + 48 месяцев | V + 48 месяцев |
2023 | V + 60 месяцев | V + 60 месяцев |
2024 | V + 60 месяцев | V + 72 месяца |
2025 | V + 60 месяцев | V + 84 месяца |
2026 и последующие годы | V + 60 месяцев | V + 96 месяцев |
<*> Год достижения лицом возраста “V”.
<**> V – возраст, по достижении которого возникало право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года.
- Проектируемые изменения не затронут
- граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда (Списки 1 и 2, «малые списки»), в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда,
- лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, например, таким как женщины, родившие пять и более детей, инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, больные гипофизарным нанизмом (лилипутам), женщинам, родившим двух и более детей, и имеющих необходимый стаж работы в РКС (МПКС) и страховой стаж, а также оленеводы, рыбаки и охотники-промысловики, имеющим необходимый стаж,
- работников летно-испытательного состава,
- чернобыльцев и других лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление пенсионной льготы лицам, имеющим длительный страховой стаж. Мужчины, имеющие страховой стаж 45 лет, а женщины 40 лет, приобретут право выхода на пенсию на два года ранее установленного пенсионного возраста (в этот стаж не включаются нестраховые периоды).
Остаются и так называемые «безработные» пенсии.
Государственные служащие «вливаются» в общий поток в 2020 году. До этого увеличение пенсионного возраста им осуществляется в ранее принятом порядке. Вместе с тем в отношении госслужащих возраст будет повышаться и для тех их них, кто приобрел право на льготные пенсии по вредным и опасным условиям труда и т.д.