Коровы с характером, зато доятся хорошо
Семья Красноусовых из д. Черноозерье, сдавшая в этом году 15154 литра молока, заняла второе место в районном конкурсе по производству молока среди личных подсобных хозяйств.
Почетную грамоту за призовое место получал Геннадий Дмитриевич, как глава ЛПХ, а зарабатывала ее вся его семья: жена Лариса Викторовна, сыновья, студенты Саргатского индустриально-педагогического колледжа, Алексей (21 год) и Сергей (18 лет).
– Если бы не дети, – рассказывают супруги, – то никакой почетной грамоты не было бы: они работают наравне с нами. У нас десять дойных коров да молодняк нынешнего и прошлого года. Времени и сил надо много, чтобы корма на все стадо заготовить и просто каждый день по хозяйству управляться. Правда, если бы дети жили далеко, отдельно, то и скотины мы столько не держали бы. Для кого и чего стараться-то?
Животноводство Красноусовы ведут, стараясь брать все новое от науки и практики. Лариса, в прошлом она учитель, является активным участником интернетовской группы животноводов. Форумы на специализированных сайтах позволяют ей получать ответы на возникающие вопросы и самой делиться наработанным опытом. Среди сельских жителей, держащих скот «для себя», пока еще не часто услышишь рассуждения о витаминах и микродобавках из необходимых организму элементов. А в этом доме о них рассуждают. Особенно они, по наблюдениям Красноусовых, нужны быстро растущему молодняку, у него высокие потребности в строительном материале. А самая ходовая добавка, не требующая выполнения специальных инструкций, – сырая картошка. Ее Красноусовы добавляют в рацион для телят. Мороки больше – клубни надо помыть, мелко порезать, чтобы животное не подавилось. Зато вес телочки и бычки набирают хорошо.
А коровы у хозяев (тьфу, тьфу, тьфу – чтоб не сглазить) не болеют. Лариса и Геннадий, он потомственный тракторист, за двадцать два года совместной жизни, похоже, вывели собственную – не болеющую – линию крупного рогатого скота. У них, начиная со свадьбы в 1995 году, на подворье меньше двух коров не стояло. Поначалу им не везло со здоровьем животных. То туберкулез, то бруцеллез. Так длилось до тех пор, пока коров, которых прежде брали из колхозного стада, не заменили на тех, что росли в родительских скотных дворах. На том проблемы со здоровьем подопечных четвероногих закончились.
Возможно, крепость стада у Красноусовых объясняется и таким фактором, на разработке которого можно докторскую диссертацию защитить. Они в разведении нарушают основной принцип выбора нетелей на племя.
Первым фактором с древних времен, когда началось одомашнивание животных, был фактор вовсе не продуктивности, а уживчивости с человеком. Он в крупных животноводческих хозяйствах на первом месте сохраняется и сейчас.
У Красноусовых подбор стада идет только по продуктивности. Поэтому коровы у них с твердым характером – с высоким чувством собственного достоинства. А крепкий характер и крепкое здоровье идут рядом. Коровы признают исключительно Ларису. В семье черноозерских животноводов два доильных аппарата, и Геннадий мог бы при случае помочь жене с доением. Не тут-то было. Буренки главе ЛПХ не подчиняются. Есть одна – по кличке Пестряна – с особым норовом: если хозяин управляться придет не в той куртке, к какой она привыкла – привязать ему перед дойкой себя не даст.
И тут вот какой парадокс. Живность у Красноусовых с твердым характером, а глава хозяйства – с мягким. Возникает необходимость зарезать бычка или телку на мясо – рука не поднимается. Жалко. Душой прикипел.
Еще один элемент, положительно влияющий на здоровье коров, – свободный выгул и свежий воздух. Скотина с осени до весны круглосуточно содержится в загоне. В скотный двор, отапливаемый, кстати, коров загоняют лишь для дойки да в сильные морозы.
Некоторые правила ведения животноводства Красноусовым диктует финансовая ситуация. У нас обычно принято отел коров подгадывать к лету: молока с пастбища буренки приносят больше, молодняк на зеленой травке растет лучше. Красноусовы же наладили круглогодичный производственный цикл. Каждый месяц доится примерно поровну коров. Нужда заставляет идти таким путем. Хозяевам стада каждый месяц приходится выплачивать кредиты в «Россельхозбанк». Других доходов, кроме доходов от животноводства, у них нет. Большое хозяйство требует больших расходов. В уходящем году, например, взамен старой сенокосилки купили новую. Одномоментно на свои кровные такую покупку не осилить.
По словам Геннадия, сотрудничество с банком тем хорошо, что работают льготы для сельских жителей. Своевременно выплачиваешь предусмотренные взносы – банковские проценты тебе прощаются. Но контроль строгий: сотрудники банка не только документы на имеющееся имущество требуют, но иногда сами приезжают, чтобы убедиться в платежеспособности клиента.
Самый горячий сезон, как в любом сибирском хозяйстве, – лето. Одна пастьба чего стоит. Пасут черноозерцы свое деревенское сборное стадо по очереди – день за голову. На долю Красноусовых выпадает полмесяца. А ведь еще на зиму сеном запастись надо. Хозяйству требуется больше тысячи центнеров. Сенокос длится с конца июня и до начала сентября. Сено скатывают в рулоны. При всех достоинствах такой заготовки (хорошо хранится, удобно транспортировать) есть один недостаток. Сено перед скатыванием в рулоны должно быть максимально сухим, чтобы гниль изнутри не пошла. Появление каждой темной тучки на небе вызывает стресс необычайный.
Нынче супруги собирались сократить стадо. Его содержание нервов требует. Сыновья не дали: «А чем заниматься? Семечки на лавочке щелкать?». В результате поголовье на одну корову даже увеличилось.
И это, может быть, более важная, чем деньги, польза от хозяйства – оно помогло вырастить таких работящих парней.
Виктор ГОНОШИЛОВ, фото автора