Маленькая большая школа
Школа, построенная в 1974 году, помнит, когда классы гудели от ребячьего гомона, смеха, радости, и дрожали половицы от топота детских ног. Интенис тогда был полон детей, сюда же возили ребят из деревень Красное Знамя, Степановка, Карманово – в некоторых классах было по пятнадцать и даже более учащихся. Начальные классы располагались на первом этаже, и малышей не пускали наверх к «старшеклассникам». С тех пор жизнь неузнаваемо переменилась: обмелели народом селения, деревня Красное Знамя вообще исчезла с лица земли, детей из Карманово и Степановки возят в другие школы. На первом этаже теперь располагаются местный фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение связи, магазин. А на втором этаже для занятий используются три класса.
Здесь учителей всего трое. Питают местную детвору светом знаний Татьяна Анатольевна Казанцева, Лидия Михайловна Дмитриева и Жансулу Искаковна Темербекова. Часовые нагрузки у учителей близки к двукратным. Очень сложно вести одновременно такие совершенно разные предметы – русский язык и литературу, географию, химию, биологию, основы православной культуры, обществознание, рисование, музыку, – это я перечисляю предметы, которые ведет Жансулу. У Лидии Михайловны тоже хватает учебного разнообразия. Она вспоминает, как двадцать лет назад ей, окончившей математический факультет госуниверситета, пришлось самостоятельно овладевать физикой: ночей не спала, готовясь к новому для себя предмету. Чтобы детей учить, надо самому глубоко разбираться. А сейчас у нее уроки истории, немецкого языка, физической культуры. Татьяна Анатольевна ведет начальные классы, так называемые класс-комплекты. Тут свои сложности: когда, к примеру, первоклассники еще отыскивают изученные буквы в алфавите, а третьеклассники, сидящие здесь же на уроке, уже погружаются в глубины русского языка. Такое совмещение отвлекает и тех, и других. Зато за правильный ответ Татьяна Анатольевна успевает погладить по головке каждого юного знайку, поощрить, подбодрить. Как мама. Да, здесь дефицит учеников, но не дефицит внимания к ним, заботы, любви.
А детям при такой малочисленности не спрятаться, не отсидеться друг за другом, надо всегда быть готовыми к ответу.
Учителя в меру строги, в меру снисходительны, улыбчивы, нельзя не заметить, как проливается на ребят их сердечное тепло. Они здесь гораздо ближе, роднее детям. Собственно, каждый урок в этой маленькой школе – это не только урок с конкретной темой, а урок доброты, позволяющий ребятам обрести вместе со знаниями частичку уверенности в себе. Приходят они робкие, тихие, не знающие элементарных вещей. А к окончанию школы это уже люди, имеющие, собственное суждение о жизни, выстраивающие свои причинно-следственные цепочки на сложные жизненные вопросы. Мне, побывавшему на уроке истории в девятом классе, – его вела Лидия Михайловна – Саша Ефимов, Максим Милованов, Никита Бабенышев показались мне именно такими.
Маленьких школ, балансирующих на грани выживания в России, наверное, тысячи. Но это по количеству учащихся эта школа маленькая. А по той социальной роли, которую она выполняет для местных детей, вообще для Интениса, она самая что ни на есть большая. Сеющая разумное, вечное, доброе.
И хорошо, что в селении растут дошколята…
Олег Шипицын, фото автора