Мемориалу предстоит обновление…
Давно я так не волновался, получив очередной номер газеты «К новым рубежам» (№36 за 15 сентября 2017 г.) – до нервной дрожи. На ее цветном развороте были размещены несколько проектов реконструкций, планируемых в ближайшие годы для благоустройства рабочего поселка. Один из них касается перестройки, перепланировки мемориала павшим в годы Великой Отечественной войны воинам, с Вечным огнем, стелой, скульптурой Анастасии Акатьевны Ларионовой, матери семерых павших на той войне сыновей, базальтовыми плитами в честь четырех Героев Советского Союза, саргатчан, в окружении величественных елей. По проекту предстоит все пространство перекроить, переиначить, вырубить часть деревьев, чтобы расширить его… Сгоряча я воспринял этот проект едва ли не как оскорбление памяти фронтовиков, тружеников тыла, всех тех, кто был сопричастен к созданию, открытию нашего главного места памяти и скорби – мемориалу Победы. Мне снова вспомнилось его открытие, в 1975 году, на 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время далеко убежало вперед, но у меня такое ощущение, как будто это было вчера. Примерно полгода жила в Саргатском творческая группа из Свердловска: архитекторы, скульпторы. Они придумывали и рисовали эскизы, а мы на заседании бюро райкома партии их рассматривали – два эскиза отклонили, а на третьем остановились. Огромный каменный штык со словами «Никто не забыт», стела-барельеф с фрагментами боя, гранитный валун с цифрой невернувшихся с поля боя и звезда с вечным огнем. Полгода в саманном гараже Саргатского исполкома кипела работа. Условия примитивные, теснота, неудобство, но отсюда ближе всего. Свердловчане отливали по частям стелу и монтировали ее на площади у исполкома. И вот накануне Дня Победы все было готово: получилось очень красиво, величественно, достойно. Предстояло открыть мемориал и зажечь огонь: из Омска с площади Борцов революции факельная эстафета должна была передать факел выбранному для этой цели квартету фронтовиков: Петру Филипповичу Катесову, директору Саргатского коммунхоза, Земель Анне Степановне из Нижнего Иртыша, работнику торговли, Усову Павлу Ивановичу, директору Андреевской школы и Бычкову Павлу Павловичу, председателю колхоза «Красный луч» из Увальной Битии. Само собой подразумевалось, что они передадут факел Дмитрию Васильевичу Ботвинкину, первому секретарю райкома партии, ветерану войны, подводнику. Но мне виделся другой вариант, и я предложил его. Еще жива была мать Героя Советского Союза Василия Ивановича Товстухо – Марфа Петровна. Мать – начало жизни, мать – самое святое на земле, а в нашем случае еще и мать солдата, геройски павшего в бою. Сначала был шок от такого предложения, но именно этот вариант и был принят. И вот на день Победы Марфа Петровна взяла факел дрожащими руками из рук фронтовиков и нетвердою походкой подошла к звезде – в нашей Саргатке, как и во многих городах и поселках страны, загорелся огонь памяти. Я думаю, что внутри каждого, кто был на площади, в тот момент все ликовало…
После митинга ветераны войны садили елочки. Настолько бережно они это делали: саженцы прикапывали не лопатами – руками. И, если посмотреть на эти посадки сверху, саженцы образовывали цифру 30. 30 лет Победе! Потом мы хотели к каждой елочке прикрепить табличку – чтобы ели получились именными. К сожалению, сразу не сделали этого, а теперь и не узнать. Но все равно это не просто ели – это священные деревья.
Но, с другой стороны, бывая на праздновании Дня Победы в Саргатском, вижу, как мала площадь перед мемориалом, как люди, пришедшие на торжество, теснятся и оказываются далеко от эпицентра праздничных событий. Расширение необходимо, это веление времени. Самое главное, что должно появиться на нашем мемориале после реконструкции – памятные доски, на которых будут выбиты имена всех саргатчан, сражавшихся на фронте за Победу. В некоторых саргатских селах есть свои мемориалы, где увековечены имена воинов. Но в большинстве маленьких деревень нет подобных святынь, да и самих деревень тоже нет: с 1945 года исчезло с карты района 33 населенных пункта. Поэтому здесь, в райцентре, внуки, правнуки и уже праправнуки (и последующие поколения) могут с гордостью видеть свои родные фамилии и отдать дань памяти, благодарности. Это очень важно. И не только на день Победы или на день памяти и скорби можно будет поклониться своим родным воинам, защищавшим и защитивших свободу и независимость нашей Родины, само наше право на существование, принести цветы, постоять в молчании…
Даже с вещью, которая долго и верно служит, трудно расставаться, что уж говорить про такое знаковое место. Так однажды мы прощаемся и с ветхим родительским домом, в котором знакомы каждый закуток, каждая трещинка в бревнышке – приходит пора обновления, нового строительства. Вот так, наверное, и с нашим мемориалом, который можно сделать еще строже, величественнее. Только к реконструкции нужно относиться максимально бережно. Хорошо бы иметь несколько проектов его перестройки, чтобы была возможность выбора.
Степан Федорович Бурмак, пенсионер