Турманак взят
После полосы дождей хохловские земледельцы КФХ Петра Приходина и ЛПХ Александра Кузнецова вышли на большую гриву Турманак между Интенисом и Карманово и, изголодавшиеся по жатве, они проглотили ее за один субботний день, 16 сентября. Площадь убранного хлеба прирастала на глазах. А потом развили наступление на ниву.
…Теперь погожее окно прошлой недели вспоминается как щедрый подарок. Может, это и было бабье лето, только почему-то не летали серебряные нити паутинок. Ярко, солнечно, ветер трепал верхушки берез, и волнами ходила вызревшая пшеница, дождавшаяся уборочного часа. Пришло долгожданное тепло после напитавших землю дождей. Однако влага испарялась под сентябрьским солнцем не так быстро, как хотелось бы. И в пятницу, вечером, комбайны КФХ Петра Приходина и ЛПХ Александра Кузнецова под Хохлово еще стояли на приколе.
– Я выехал утром в поле, вылущил зерно из пшеничного колоса, попробовал: жуется легко, без влагомера понятно, что влажность высокая. Ближе к вечеру зерно уже было трудно раскусить, – объяснял Петр – Завтра с утра и пойдем.
Их хозяйства располагаются рядышком, на территории бывшего зернотока и кормоцеха совхоза «Хохловский». Петр и Александр пользуются одной весовой. Складские помещения у них тоже поделены пополам. Поля тоже соседствуют, а на Турманаке половина поля приходинская, другая – кузнецовская.
Петр Владимирович – из самой первой фермерской волны, 1993 года, когда совхозы и колхозы принуждены были реформироваться (в тогдашнем правительстве России считали, что не коллективные хозяйства, а фермеры накормят страну – и без всякой госпомощи). И тогда в районе образовалось более 250 крестьянско-фермерских хозяйств. Однако через пару-тройку лет, поработав единолично на клочках сельхозугодий, большинство из них без государственных мер поддержки и протекционизма закрылись. Выжили единицы, – самые упертые, вдумчивые, терпеливые, видевшие в свободном хлебопашестве смысл и перспективу, способные стойко переносить неудачи и, невзирая на обстоятельства, двигаться вперед. Петр Владимирович из таких, начинал с 88 гектаров земли, сегодня у него в обработке находится почти 600 гектаров: 400 гектаров сеет, а еще 200 парует. У него «трехполка» – классическая система земледелия. Может, поэтому и поля его особенно чисты и при любых погодных условиях дают хороший урожай. Заработанные средства по большей части Петр вкладывает в материальную базу хозяйства. Например, в этом году приобрел прицепной опрыскиватель. Хоть и малый у него захват – только 12 метров – зато собственный, всегда под рукой. А в позапрошлом году приглашенные «химики» пшеницу своими гербицидами сожгли, в прошлом же – припозднились с обработкой. Перед нынешней жатвой купил он КАМАЗ: зять Артем в интернете выудил соответствующее объявление. Из Барабинска пригнали потрепанный жизнью грузовик – дешево и сердито. На нем вызвался помочь младшему в уборке старший брат Иван. (А Артем сел на трактор и занялся подъемом зяби).
Александр Степанович – из другой волны. В 2000-м году, после кончины подсобного хозяйства нефтезавода (оно существовало на кармановско-александровских землях) подался на вольные хлеба. Было его хозяйство личным подсобным, крестьянско-фермерским, в 2013 году снова поменяло форму (для ЛПХ нет никаких госсубсидий, несвязанной поддержки, льготных кредитов, зато нет и никаких проверок фискальных органов и отчетной документации). Начальный земельный пай у него был гораздо скромнее – всего 33 гектара. Теперь он сеет так же, как и Петр, 400 гектаров, а паров у него даже поболее будет.
Мужики работают порознь, но все время бок о бок, взаимовыручка, посильная помощь друг другу во время полевой страды в порядке вещей. Так бы и другим ладить…
Главная ударная сила на жатве в обоих хозяйствах – комбайны «Нива». Их перед реорганизацией совхоза «Хохловский» было больше всего ( комбайновый парк насчитывал более 70 единиц). Однажды ростовские комбайнеры были брошены на помощь омским земледельцам: хлеб у нас созрел богатый, а зима норовила его накрыть. Ростовчане прибыли со своими «Нивами», подмогу распределили по хозяйствам. Хлеб спасли, гости уехали домой, а свои комбайны по распоряжению партии оставили. Так в совхозе «Хохловский» появился костяк «Нив».
– У меня в хозяйстве раритет производства 1986 года. Может быть, один из самых старых комбайнов в районе, – с гордостью говорит Александр Кузнецов.- У него на бункере единица и звездочки каждая – за намолоченную тысячу тонн. На нем когда-то наш знаменитый комбайнер Алексей Петрович Акимочкин, кавалер ордена Ленина работал. Потом его за имущественный пай отдали казырлинскому фермеру, а уж потом я его приобрел. Теперь на нем зажигает Александр Иванович Безбоков.
Есть у «Нивы» одно неоспоримое достоинство: молотит она очень чисто. Несмотря на возраст, на нее еще вполне можно найти запчасти. Еще одно важное обстоятельство: в хозяйствах Приходина и Кузнецова
более-менее разумная нагрузка на комбайн – по 200 гектаров. Оба хозяйства способны в день обмолачивать по 30-40 гектаров. Получается, им на всю уборочную требуется недели две хорошей погоды! Но наш сегодняшний климат не дает и такой малости. Как и не дает возможности работать ночью. Мужики вспоминали, как раньше молотили до 4-5 часов утра. Сейчас смеркалось – бросай штурвал: жнивье влажное.
А хлеборобам нужно хотя бы еще два погожих окна…
Олег ШИПИЦЫН, фото автора