Нижний Иртыш – в очаге инфекции
29 июля, в субботу, в с. Нижний Иртыш был введен карантин в связи с обнаружением здесь африканской чумы свиней. За два дня специалисты ветеринарной службы Омской области уничтожили в селе всех свиней – 104 головы.
За день, в пятницу, когда уже стало известно об африканской чуме в Нижнем Иртыше, Глава Саргатского района В.В. Хохлов и Глава Нижнеиртышского сельского поселения В.В. Ермолаев провели сход с жителями села, ответили на все вопросы, связанные с отчуждением свиней: например, будет ли разрешен за сутки до введения карантина вынужденный забой свиней и имеют ли право ветспециалисты изымать из холодильников свиное мясо, если забой все-таки был. Забой в пятницу был разрешен, свиное мясо можно сдавать только в добровольном порядке, а вот торговать им и вывозить за пределы населенного пункта строго запрещено.
Весь остаток дня некоторые нижнеиртышцы, у которых на подворье были свиньи, их резали. Мои знакомые признались, что за день разделали пять туш, то, что не смогли поместить в холодильники и морозильные камеры, перекрутили на фарш, нажарили гору котлет и с утра пораньше в субботу отправили с детьми в город.
Но большинство нижнеиртышцев приняло решение свое поголовье бескровно умертвить. За субботу и воскресенье было ликвидировано 104 особи: свиноматки, поросята, хряки. Хотя в похозяйственной книге сельской администрации в 21 дворе записано 79 голов.
Утром в субботу площадка у администрации сельского поселения была заставлена машинами. Трактора с телегами и большими весами для взвешивания по просьбе районной и сельской администрации предоставили местные жители Александр Федоров и Надар Джаникашвили. Трактор с большим куном подогнал Артем Криворотько, работающий в КФХ Игоря Фадина. Наготове была местная пожарная машина с водителем Владимиром Долишняком и полицейская «Нива» участкового Алексея Швырева. За руль своей Газели для быстрой доставки ветбригады сел Виталий Клюстер. Он в этот день был не только за водителя, но и помогал на погрузке, устанавливал с местными жителями на двух дорогах и при въезде на полигон для сжигания туш дезинфекционные барьеры (подушка из опилок, пропитанная спецраствором, на непромокаемой подстилке). В подворном обходе были задействованы специалисты сельской администрации Наталья Кошман, Софья Соболева, Елена Заболоцкая. В школьной столовой для работников было организовано горячее питание. Приезжих специалистов разместили в сельском Доме культуры.
Вашего корреспондента руководство Омской ветслужбы вежливо отстранило от участия в этом мероприятии. Защитный костюм мне не выдали, ходить по дворам и фотографировать запретили. Пояснили, что я могу стать разносчиком заболевания. Но ведь разносчиком могут быть и кошки, и собаки, которые свободно и без спецодежды бродят по селу. Да и специалисты каждый раз не переодевались в новые костюмы после посещения усадеб со свинопоголовьем. Не видела, чтобы и техника обрабатывалась каждый раз…
У администрации прошло построение, была дана команда к действию. Первым делом вся группа направилась на улицу Профильную к Любови Самойловой. Неделю назад у нее погибла свинья. Женщина сообщила о падеже на ветстанцию. Анализ на африканскую чуму свиней дал положительный результат.
Все случившееся для селянки – невосполнимая потеря. Для нее домашнее подворье – основной источник дохода семьи. Много лет женщина разводила свиней и торговала мясом на саргатском рынке. У нее было убрано 6 свиней.
Серьезный урон понесла и Ирина Меньшенина, глава крестьянско-фермерского хозяйства, занимающаяся разведением свиней и крупнорогатого скота. Ее ферма находится в лесу, в нескольких километрах от Нижнего Иртыша, и до введения «африканского» карантина насчитывала 72 свиньи.
– Компенсация в размере 133 рублей за килограмм живого веса не возместит всего понесенного ущерба: у меня были не только свиньи, но и 6 свиноматок, они через неделю должны были пороситься. Очень жаль поросят. На рынке они уходили влет по 3-3,5 тысячи рублей. Продавали их мы по всей Омской области. А компенсацию за один килограмм живого веса я получу за одного поросенка 800-900 рублей, – рассказывает И.Ю. Меньшенина. – Мы разводили породистых ландрасов, у них очень нежное беконное мясо. Целыми тушами у меня заказывали их горожане и селяне.
Опускать руки Ирина Меньшенина не собирается. Она еще занимается разведением овец, есть у нее и молочное стадо, и телята на откорм. Но свиноводство, признается фермер, было для нее более прибыльным делом.
По словам В.В. Ермолаева, главы Нижнеиртышского сельского поселения, в понедельник все работы по отчуждению свинопоголовья завершились, подворные обходы тоже. В общей сложности за три дня специалисты посетили 500 дворов. Все туши были свезены на специально подготовленный полигон рядом со свалкой в нескольких километрах от села и сожжены. Пепел был обеззаражен, засыпан землей, эта земляная насыпь снова была обработана специальным дезраствором. Затем полигон огораживается.
До конца карантина в Нижнем Иртыше будет круглосуточно дежурить наряд полиции. В ежедневном режиме специалисты сельской администрации будут наблюдать за свалкой.
Наталья Мясникова, фото автора